Великобритания настроилась на вторую волну
В стране возвращаются ограничения из-за коронавируса
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во вторник объявил о введении новых ограничительных мер для борьбы с COVID-19. Вторую волну эпидемии коронавируса политик считает «абсолютно неизбежной». Государственные эксперты уже предостерегли: без решительных действий сегодняшний показатель в 3,5—4 тыс. зараженных ежедневно через месяц вырастет до 50 тыс. В свою очередь, Борис Джонсон заверил: к весне ситуация будет «намного, намного лучше», чем сейчас.
Британский премьер-министр Борис Джонсон во вторник, выступая в Палате общин, объявил о повторном введении в Англии мер по борьбе с COVID-19, которые могут оставаться в силе «до шести месяцев». «Мы всегда знали, что, хотя мы, возможно, и заставили вирус отступить, перспектива второй волны была реальной. Я с сожалением вынужден сказать, что, как и в Испании, Франции и многих других странах, мы достигли опасного поворотного момента»,— заключил премьер-министр Соединенного Королевства.
В ходе своего выступления премьер анонсировал ряд мер, соблюдение которых, по его мнению, поможет замедлить скорость распространения заболевания. Так, с четверга все пабы, бары и рестораны должны будут обслуживать только у столиков, за исключением услуги на вынос. Все подобные заведения будут закрываться в 22:00 по местному времени. Отныне сотрудники магазинов розничной торговли, все пользователи такси и частных транспортных средств будут обязаны носить защитные маски. Допустимое число гостей на свадьбах не должно превышать 15 человек, гостей на церемониях погребения — 30 человек.
Расширяется количество категорий лиц, попадающих под так называемое «правило шести», согласно которому более шести человек не могут собираться вместе. Офисные сотрудники должны будут по возможности работать из дома. Число общественных мероприятий будет сокращено. Конференции и спортивные мероприятия, проведение которых планировалось разрешить с начала октября, пока будут отложены.
Штраф за неношение масок будет удвоен, то есть составит £200 (19,4 тыс. руб.).
Новые правила будут распространяться только на Англию. В Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии политика в области здравоохранения определяется их автономными администрациями, которые, как ожидается, огласят свое решение о новых мерах в ближайшие дни.
Предложенные премьером правила стали ответом на резкий рост зараженных коронавирусом в этом месяце, в результате чего в субботу британский лидер был вынужден констатировать: новая волна пандемии «абсолютно неизбежна». Информация о том, что правительство готовится ко второй волне COVID-19, циркулировала в британских СМИ всю прошлую неделю, когда уровень числа зараженных достигал 3–4,3 тыс. человек в день. В августе, для сравнения, речь шла о ежедневном выявлении 1,752 тыс., а в июле — 1,24 тыс. больных. Впрочем, показатель смертности остается на уровне августа: например, на прошлой неделе в результате пандемии ежедневно умирало от пяти до 27 британцев. В понедельник в Великобритании было 11 умерших от COVID-19.
Объединенный центр биобезопасности (JBC), созданный британским правительством для принятия решений относительно пандемии, в понедельник повысил уровень риска заболевания для общественности с третьего до четвертого. Таким образом, по заключению экспертов центра, темпы распространения эпидемии стали «высокими или растут экспоненциально».
А главный научный советник правительства Соединенного Королевства сэр Патрик Вэлланс в тот же день предостерег: «если мы (британское правительство.— “Ъ”) не изменим курс», число зараженных будет увеличиваться вдвое каждые семь дней.
То есть уже к середине ноября ежедневно может насчитываться около 50 тыс. новых зараженных.
Хотя тенденция выглядит тревожно, премьер-министр заверил: речи о «возврате к полной изоляции, которая была в марте», ни в коем случае не идет. Другими словами, предприятия, школы, колледжи и университеты остаются открытыми для посещения. Напомним, что, когда карантин был объявлен весной, правительство Британии просило граждан не выходить на улицы, кроме как за продуктами и на пробежку, а бизнес тогда фактически встал на паузу.
На этом фоне объявленные во вторник Борисом Джонсоном меры выглядят достаточно мягко. По всей видимости, они стали попыткой занять компромиссную позицию, примирив две стороны — тех, кто выступает за защиту британской экономики, которая во втором квартале 2020 года, по официальным данным, упала на 20,4%, и тех, кто считает приоритетом предотвращение второй волны пандемии. Не способствует принятию более резких мер и падающий рейтинг главы правительства Соединенного Королевства: по данным мониторинговой службы YouGov, с марта его поддержка упала с 65% до 30%.
Тем не менее даже такая позиция не помогла премьер-министру избежать критики.
Резко негативную оценку действиям господина Джонсона дал лидер британской оппозиции, глава Лейбористской партии Кир Стармер: «У премьер-министра были месяцы, чтобы подготовиться к этому, но вместо того, чтобы взять ситуацию под контроль, правительство потеряло контроль»,— сказал политик. Он отметил, что введение в стране второго общенационального карантина будет отражением неспособности Бориса Джонсона руководить страной.
Не обошлось без скепсиса по отношению к действиям премьера и во время его выступления в парламенте. «К сожалению, причина, по которой мы сталкиваемся с более серьезными ограничениями, заключается в том, что правительству не удалось создать эффективную систему тестирования. Премьер, когда вы исправите систему тестирования?» — обратилась к Борису Джонсону депутат от партии лейбористов Стефани Пикок.
Проблемы в сфере тестирования на COVID-19 — это в целом одна из наиболее обсуждаемых тем в британской прессе.
В сентябре СМИ были завалены письмами с жалобами от британцев о том, что им приходится путешествовать 200–300 миль (320–480 км) до лабораторий, чтобы сдать тест. Другое направление критики — это скорость получения тестов. По данным разработанной правительством системы NHS Test and Trace, учреждение которой Борис Джонсон ранее называл «мировой победой», в первую неделю сентября британцы, сдававшие анализы на COVID-19 лично, только в трети случаев получали результат через сутки, хотя еще в конце августа удавалось провести анализ за 24 часа в более чем 60% случаев. Неудовлетворенность британцев уровнем тестирования подтверждают также соцопросы: согласно данным YouGov от 17 сентября, 68% опрошенных считают, что правительство справилось с тестированием «очень плохо» или «довольно таки плохо».
По мнению же британского премьера, провалы системы Test and Trace «практически не имеют ничего общего с распространением и передачей болезни».
«Это позор, что лейбористская оппозиция продолжает винить NHS Test and Trace в возобновлении болезни. Распространение и передача болезни вызваны контактами между людьми и другими факторами, которые мы пытаемся свести к минимуму»,— парировал обвинение политик.
Впрочем, он не смог сказать, как скоро британскому правительству удастся повысить показатель оперативности системы тестирования. Господин Джонсон лишь сказал: «К концу октября мы удвоим наши возможности тестирования до 500 тыс. тестов в день, и мы уже тестируем больше людей, чем любая другая страна в Европе». А закончил он свое выступление на еще более оптимистичной ноте — словами, что «к весне ситуация будет намного, намного лучше».