Юрий Дмитриев вышел на апелляцию
Верховный суд Карелии приступил к рассмотрению жалобы на приговор «летописцу ГУЛАГа»
Верховный суд Карелии приступил к рассмотрению апелляции на приговор 64-летнему главе карельского «Мемориала» историку Юрию Дмитриеву. В июле он был осужден на три с половиной года колонии по эпизоду о насильственных действиях сексуального характера в отношении приемной дочери (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ). Господин Дмитриев с приговором не согласился и обжаловал решение суда. Так как историк получил срок ниже низшего предела (хотя санкция статьи предполагает наказание от 12 до 20 лет колонии), с приговором не согласилась и прокуратура. Теперь в закрытом процессе защита Юрия Дмитриева требует оправдания, а гособвинение — 13 лет колонии. Историку при этом суд назначил нового адвоката, у которого было всего три рабочих дня на ознакомление с 19 томами дела.
Закрытый процесс по делу Юрия Дмитриева ВС Карелии уже откладывал — из-за вынужденного карантина адвоката Виктора Ануфриева заседание перенесли всего на пять дней, два из которых выпадали на выходные.
Во вторник, несмотря на новые ходатайства защиты о переносе, процесс все же начался. Интересы Юрия Дмитриева, по данным “Ъ”, представлял адвокат Артем Черкасов.
«В деле 19 томов, и трех дней для ознакомления с ними не хватит никому, это издевательство,— сказал “Ъ” по телефону Виктор Ануфриев.— Я продолжаю контролировать процесс, направляю ходатайства по почте. Сегодня суд назначил дополнительную экспертизу фотографий, привлек специалистов из Петрозаводска».
На этом основании заседание все же было отложено до 29 сентября, пояснил господин Ануфриев.
Напомним, историк Юрий Дмитриев известен тем, что в 1997 году экспедиция под его руководством обнаружила захоронение жертв сталинских репрессий в лесном урочище Сандармох — самом большом расстрельном полигоне Карелии в 1937–1938 годах. В историческом сообществе господина Дмитриева за его деятельность называют «летописцем ГУЛАГа», в «Мемориале» с этой же деятельностью связывают уголовное преследование историка. Оно началось в декабре 2016 года, когда в домашнем компьютере нашли фотографии его приемной дочери без одежды в возрасте от четырех до семи лет. Юрий Дмитриев объяснял, что делал снимки для фиксации состояния здоровья ребенка, но следствие увидело в фотографиях протокольного характера (обычно за раз делалось четыре фотографии тела со всех сторон) состав преступлений по п. «в», ч. 2 ст. 242.2 УК РФ (изготовление детской порнографии) и ст. 135 УК РФ (совершение развратных действий; вменялась дважды в разных редакциях). По этим статьям Юрия Дмитриева оправдали.
Старший партнер правозащитного проекта «Апология протеста» Александр Передрук отмечает, что подсудимый в данном случае не лишен права отказаться от защитника: «Адвокату по назначению нужно помнить о позиции Совета Федеральной палаты адвокатов от 27 сентября 2013 года, в которой указано, что адвокат не вправе защищать человека против его воли».
Однако, как выяснил “Ъ”, отказываться от нового защитника, с которым Юрий Дмитриев имел возможность пообщаться лишь во время заседания по видеосвязи, будучи в колонии, историк не будет.
Виктор Ануфриев в свою очередь пояснил, что к 29 сентября, вероятно, уже выздоровеет и продолжит очную защиту «летописца ГУЛАГа».