Бизнесу сулят необлагаемое будущее

Правительство готово не повышать НДПИ на новые проекты

Бизнес и правительство договорились, что предложенное властями повышение НДПИ в горнодобывающей отрасли не коснется будущих проектов: их защитят с помощью механизмов специнвестконтрактов и соглашений о защите капиталовложений. Таковы итоги встречи металлургов и химиков с первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Кроме того, правительство готово обсуждать дифференциацию НДПИ между отраслями. Так, владелец НЛМК Владимир Лисин уже предложил повысить налоги, прежде всего для экспортеров сырья.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Рост НДПИ может не затронуть новые проекты в горнодобывающей отрасли, сообщают источники “Ъ” об итогах совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами правления РСПП. Темой встречи стало анонсированная в середине сентября инициатива Минфина поднять НДПИ в 3,5 раза для руд черных и цветных металлов, многокомпонентных комплексных руд, апатитовых и фосфоритовых руд, а также калия. По словам собеседников “Ъ”, для защиты новых проектов необходимо ввести поправки в специнвестконтракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Уже сейчас ключевым условием СПИК является неизменность налоговой нагрузки.

Однако правительство ставит условие: общие поступления в ближайшие три года должны составлять не менее 56 млрд руб. в год. Таким образом, изменение позиции по росту налогов не рассматривается. Утром 22 сентября Госдума уже приняла законопроект Минфина о росте НДПИ в первом чтении.

В тоже время, говорят источники “Ъ”, по итогам встречи бизнеса с господином Белоусовым стороны договорились создать рабочую группу, на которой будут обсуждаться механизмы дифференциации НДПИ на 2022–2023 годы.

Свои взгляды на то, как может выглядеть эта дифференциация, высказал 22 сентября владелец НЛМК Владимир Лисин в интервью «России 24». По его мнению, одним из вариантов могло бы стать повышение НДПИ для компаний-экспортеров. По его словам, у металлургов «есть низкомаржинальные продукты, которые всегда на грани рентабельности». «Их производят для внутреннего рынка, иногда — на экспорт, если сыграет конъюнктура. Но как только на эти 2% (маржинальность.— “Ъ”) снизится, рентабельность продукции встанет на ноль, ее бессмысленно будет производить, это станет невыгодно»,— заявил господин Лисин.

Таким образом, в наибольшей опасности находится бизнес «Норникеля».

По данным “Ъ”, Минфин 18 сентября направил в правительство справку о влиянии повышения НДПИ для добывающих предприятий на их рентабельность по чистой прибыли. Среди всех твердых полезных ископаемых, для которых повышается НДПИ, наибольшая рентабельность по чистой прибыли у многокомпонентных комплексных руд — 48,3%. Повышение НДПИ снизит этот показатель до 44,6%, подсчитали в Минфине. Рентабельность кондиционных руд черных металлов составляет 30,9%. При росте НДПИ он снизится до 30,9%. Наименьшая рентабельность у фосфористых руд — 10,4%, а после корректировки НДПИ будет 7,44%.

Все аналитики сходятся во мнении, что увеличение НДПИ среди металлургов будет наиболее ощутимо для «Русала» и «Норникеля». Так, по оценке «ВТБ Капитала», дополнительные выплаты могут стоить «Норникелю» 4,7% EBITDA в 2021 году, «Русалу» — 6%. Для «Северстали», НЛМК и Evraz снижение EBITDA будет в пределах 1%.

Евгений Зайнуллин

Вся лента