Максим Хирковский: «Отзывы клиентов покажут, чего стоит ваш бизнес»
Если вы занимаетесь инфобизнесом или онлайн-образованием, будьте готовы бороться за доброе имя с недоброжелателями и любителями легкого хайпа.
Знания – продукт перспективный, но подверженный волнениям со стороны. Например, курс нельзя пощупать и оценить за прилавком, поэтому его автора легко упрекнуть в том, что он «продает воздух». Более того, новостной фон вокруг инфобизнеса в России скорее играет против участников рынка.
Убежден: негатив – не проблема. С ним можно жить, развиваться и масштабировать бизнес. Сложности приносит неверная реакция на всевозможные проявления диффамации.
Расскажу, как я прошел через вымогательство и целенаправленное распространение клеветы под запрос «Отзывы о Максиме Хирковском».
Почему я говорю о клевете в инфобизнесе
Я – Максим Хирковский, основатель школы продюсера «Лига Чемпионов». В 2017 году о моем бизнесе начали распространять лживую информацию, содержащую обвинения в мошенничестве. Злоумышленники создали группы в соцсетях, угрожали сотрудникам моей компании, клиентам и партнерам. Все это могло прекратиться – собственное молчание инициаторы оценили в 2 млн рублей.
Я связывался со злоумышленниками, пытался понять их мотивацию. В это время мой бизнес в прежнем виде прекращал свое существование. Стоит понимать: я занимаюсь онлайн-образованием с 2013 года. Мне казалось, что годы работы и кейсы выпускников говорят сами за себя. Однако кризисная ситуация показала, насколько хрупкой может быть репутация.
Это был кризисный момент, который мне удалось пересилить благодаря окружению: близким, партнерам и единомышленникам. Изменились мои ценности, подход к работе. Чтобы справиться со стрессом, занялся бегом. Как ни посмотри, это был период больших изменений.
В 2019 году я выиграл суд, большинство аккаунтов и групп с клеветой удалили. Однако по запросу «Максим Хирковский отзывы» все еще можно найти след того трудного времени. Но это уже не так важно. Сколько бы про меня ни записывали разоблачений, важно только то, что обо мне говорят клиенты.
Кризисный момент – точка изменений. Значит, что-то в бизнесе или его окружении идет не так, как должно. Возможно, инфопродукт недостаточно проработан или маркетинг слишком агрессивен. Это оставляет простор для действий недоброжелателей.
Инфобизнесмены России сами настроили аудиторию против себя
Быть инфобизнесменом в России не просто. Проблема даже не в том, что ты – мишень для разоблачителей с YouTube. Ты работаешь с позиции отстающего. Нужно доказать, что ты нормальный предприниматель, а не такой «как остальные».
Стоит признать, что в такой ситуации во многом виноват сам инфобизнес. Пройдемся по набившим оскомину приемам.
Неправдоподобные преувеличения. «У меня пять компаний, которые приносят 500 млн рублей в год. Приходите ко мне», – говорит один бизнес-тренер. «А у меня 10 компаний и доход в 800 млн рублей в год. Лучше идите ко мне», – парирует другой.
Выглядит это крайне сомнительно. Если у вас все так прекрасно, почему о вас не пишут «Форбс», РБК и «Ведомости»? Почему ваше ООО создано полгода назад? Информацию легко проверить, а вернуть репутацию крайне сложно.
Продукт для всех. Уверен, хотя бы раз в месяц вы видите рекламу всевозможных курсов. Потому что она настраивается так, чтобы ее увидели как можно больше человек. Нет ограничений по образованию, опыту, профессиональной сфере и целям.
Если продукт сделан для всех, значит ни для кого. Скорее всего, одним он покажется отличным, другим поверхностным, третьим – невнятным. Что страшнее – создатель курса вряд ли сам понимает, для кого он сделан.
Акцент на быстрых деньгах. «Хочешь зарабатывать 300 тыс. рублей в месяц? Иди ко мне на курс». Проблема даже не в том, что такое «завлекалово» набило оскомину, а в самом подходе. Деньги – не самоцель, они только средство.
Я на своем опыте понял, насколько важны общие ценности с партнером и командой. Ранее я выбирал людей с ценностью «деньги». И что? Когда с меня начали вымогать деньги, мой партнер молча вышел из ООО, оставив меня с долгами и обязательствами компании. Деньги оказались важнее общей цели.
Ложные обещания. Тренеры повторяют: «ты сделаешь», «ты станешь», «ты удвоишь». Нет, друзья, так не работает. Нельзя заставить человека делать что-то не по своей воле и уж точно нельзя просто вложить ему в голову знания. Зато реально дать информацию и показать, какую пользу она может принести. Дальше все зависит от человека.
К сожалению, на этой ошибке горят хорошие ребята, которые смотрят, как делают другие, и повторяют. «Если я не пообещаю результат, то не смогу конкурировать, и меня вымоет с рынка». Нет, если скажешь честно: будет трудно, получится не у всех, здесь надо пахать.
Создаете в своем сообществе в соцсети раздел с отзывами, чтобы туда был доступ только у реальных клиентов. Такой раздел есть и у меня, называется просто: «Максим Хирковский отзывы». Пусть каждый честно напишет, чего достиг.
Чтобы тебе поверили, нужно постараться. Как минимум не надо походить на инфобизнесмена из анекдота.
«Максим Хирковский отзывы», или Как создать доверие с негативом за душой
Представим, что о курсах предпринимателя N есть негативные упоминания. Какая-то часть аудитории читает ее и отсеивается. Другие сомневаются. Что делать? Предлагаю посмотреть на опыт строительных компаний.
Как правило, у крупных девелоперов есть специальный демо-этаж. Если потенциальный покупатель сомневается, ему предложат посетить максимально приближенный к конечному результату макет. Пусть человек принимает решение на основе собственного опыта, а не чужого.
Чтобы заслужить доверие, необходимо открыться. Но как показать инфопродукт? Ответ – дать тест-драйв. В нашем случае это 5 дней работы с личным наставником. За это время они определятся с нишей для онлайн-школы и выберут подходящего эксперта. Тест-драйв требует 2-3 часа в сутки – вполне реальный временной ресурс.
Дальше три варианта: человек поймет, что не хочет создавать онлайн-школу, уйдет развивать собственный проект без нашего участия или продолжит сотрудничать с нами. Мы рассчитываем на долгое сотрудничество, поэтому заинтересованы в наборе мотивированных людей.
На тест-драйве репрезентация школы продюсеров не заканчивается. Наша команда подготовила бесплатный подробный чек-лист по созданию системной онлайн-школы с нуля. Половина этого чек-листа посвящена исполнению обязательств и созданию востребованного курса, который хочется порекомендовать. Акцент сделан на качестве.
Я не боюсь, что человек введет в поиске «Максим Хирковский отзывы» и увидит там разоблачения. В ответ я предложу опробовать тест-драйв и самому сделать вывод.
В основе бизнеса остается сильный продукт
Уверены ли вы, что ваш продукт будет востребован через полгода, два года или пять лет? После перезагрузки бизнеса моя команда предлагает помощь в создании системной онлайн-школы. Это главный продукт, за которым стоит обстоятельное исследование и опыт.
Данные такие. В России рынок онлайн-образования растет сумасшедшими темпами – на 20-25 % в год. В 2019 году емкость рынка оценили в 50 млрд рублей, а к концу 2020 года он должен увеличиться до 55-60 млрд рублей.
Знаете, в чем нам всем повезло? Россия – одна из немногих стран, где онлайн-образование развивается во взрослом сегменте. Люди вокруг нас стремятся выучить новые профессии, развиваться и повышать свои компетенции. Запрос на знания будет расти.
А теперь главное – все перечисленные прогнозы сверстали за несколько недель до пандемии коронавируса. Уже очевидно, что в изоляции люди распробовали онлайн-сервисы и стали гораздо лучше относиться к дистанционному образованию. Если говорить точнее, с начала пандемии «вынужденно» приобщились к цифровым сервисам 59 % россиян.
Если создавать онлайн-школу, то сейчас самое время. Потом ее можно улучшать, доупаковать, расширять и т. д.
Не стоит бросаться на хайповые темы. Думайте о глобальных вещах, которые будут востребованы долго – от этого зависит результат ваших клиентов и их желание рекомендовать вас.