«До нового года праздников не будет»
Лоран Дорде, Hermes
Вот уже пять лет Лоран Дорде возглавляет La Montre Hermes — часовое подразделение знаменитой французской марки. Выпускник Высшей экономической школы в Париже, в 1995 году он поступил на работу в Hermes, где возглавлял различные департаменты группы, работал с текстильщиками и кожевниками, а теперь из родной Франции переехал в Швейцарию, где расположены часовые мастерские Hermes.
— Профессиональный финансист, опытный менеджер, что вы думаете об ударе, который перенесла часовая промышленность? Все волнуются, можете ли вы нас успокоить или, наоборот, напугать?
— Какой простой вопрос вы задали! Сейчас я достану свой хрустальный шар и все вам расскажу. Ну а если серьезно, часовой рынок несколько лет замедлялся, терял объемы, хотя и неравномерно. Есть марки, которым приходилось туго, другие, наоборот, не теряли, а наращивали производство, компенсируя в общих цифрах швейцарского экспорта неудачи других. Такой ситуация была до COVID-19. Теперь, думаю, хуже всего придется среднего размера маркам, самые большие хорошо держат удар, а у самых маленьких меньше расходы и велика свобода маневра. Опаснее всего разрыв сетей дистрибуции и проблемы поставщиков комплектующих. Это печально, потому что часовое сообщество — экосистема, заслуживающая того, чтобы ее защищали. Полагаю, ситуация может привести к союзам или даже поглощениям одних марок другими.
— А что говорит хрустальный шар о Hermes?
— Он говорит, что у нас проблем меньше, потому что мы принадлежим к большой люксовой многопрофильной группе, у нас свое производство и свои магазины, в результате чего мы гораздо меньше зависим от часового мира.
Я думаю, что многопрофильные марки с серьезным часовым предложением имеют на руках важные козыри, чтобы начать новую игру в новом мире.
Это касается не только нас, но и, например, Chanel или Bvlgari. У таких марок здесь даже преимущество по сравнению с представителями традиционного часового искусства. Некоторые из них, правда, гораздо дольше существуют на свете и более мощны в часовом деле, чем мы.
— Кого вы имеете в виду?
— Например, Rolex, Patek Philippe, Audemars Piguet. Конечно, им тоже придется чем-то поступиться, но я ни минуты не беспокоюсь об их судьбе.
— У вас в Швейцарии тоже собственное производство и вы можете рассчитывать на базовые механизмы мануфактуры Vaucher, расположенной в швейцарском Флерье.
— Конечно, мы ведь акционеры Vaucher. Одни из двух. Мы и Fondation Sandoz.
— Еще несколько лет назад считалось, что будущее часовых программ Fondation Sandoz под сомнением. На вас это не отражается?
— Внутри Fondation Sandoz поменялись поколения и, возможно, приоритеты. Несколько менеджеров покинули фонд, это повлияло и на Vaucher, но стратегия на данный момент все та же. И механизмами высокого качества Vaucher нас по-прежнему будет обеспечивать, мы не зря об этом позаботились, став акционерами.
— Hermes — участник бывшего женевского салона SIHH, переименованного в Watches & Wonders, отмененного из-за вируса и переехавшего в итоге в сеть. Что вы думаете об этом опыте? Ведь салон должен не только представлять часы, но и собирать заказы. Возможно ли это на онлайн-выставке?
— У Watches & Wonders есть три миссии, которые в разной степени важны для разных марок. Есть те, для кого салон — это прежде всего встречи с прессой и блогерами, это как раз наша цель. Есть марки, которые принимают в Женеве независимых ритейлеров, занимающихся дистрибуцией их часов. Мы тоже проводим такие встречи, но они приносят, наверное, лишь несколько процентов нашего оборота. Третья миссия — это возможность встретить заслуженных клиентов, которых приглашают на аван-премьеру. Когда салон отменили, мы тут же взялись за проект онлайн-выставки, который мы готовили задолго до вируса. Что же касается очных встреч, мы буквально пойдем навстречу нашим клиентам, объедем страну за страной. Филиалы в разных странах для того и были созданы.
— Планируете ли вы в этом году какую-нибудь замену Женевскому салону, например, во время fashion week, как это делали раньше другие модные марки?
— Как я уже сказал, если санитарные условия позволят, мы будем отправляться на рынки, идя навстречу нашим клиентам, журналистам, блогерам, чтобы представлять некоторое количество новинок. Но мы не будем собирать большие события, салоны, презентации. Нет, до нового года праздников не будет.
— Тогда поскорее приезжайте в Москву.
— Мы на это надеемся. Вновь заработали азиатские рынки: Корея, Тайвань, Китай. Мы внимательно следим за осторожным открытием Европы и США, но у нас нет уверенности, что это вернет рынку прежнюю динамику. Допустим, мы откроемся, но придут ли клиенты, захотят ли они тратить деньги, чтобы вознаградить себя за перенесенный дискомфорт, или наоборот. Увидим. Пока у нас нет ответа. Тут шар молчит.