«Мы — часть часовой экосистемы»
Жорж Керн, Breitling
Жорж Керн родился в Германии, учился политологии во Франции и бизнесу в Швейцарии. С 2000 года работал в группе Richemont, в 2002-м возглавил марку IWC, а в 2017-м был назначен руководителем всего часового подразделения Richemont, но ушел три месяца спустя, чтобы стать генеральным директором и акционером Breitling.
— Что ждет часовщиков в год эпидемии?
— Налоговый год завершился в марте, и его мы закрыли удачно. Весна была катастрофой. Вирус коснулся 3–4% населения, но безработица, экономический спад коснется всех, сопутствующие эффекты будут драматичны.
— В вашей карьере менеджера это худшая ситуация?
— Худшая! Я паниковал во время финансового кризиса 2008–2009 года, потому что после гибели Lehman Brothers судьба финансового мира висела на волоске. Я был в отпуске с семьей в Таиланде и немедленно вернулся, я боялся полного краха. Но тогда мы хотя бы понимали, что происходит. Сейчас я гораздо более скептически настроен, потому что у нас нет данных, нет реальной оценки. Думаю, что будет очень тяжело в течение двух-трех лет.
— И все это время люди не будут покупать часы?
— Если вы не продали вовремя комнату в отеле или обед в ресторане, все пропало, ваш клиент не станет осенью есть в три раза больше. Нам повезло, мы принадлежим к индустрии роскоши, где можно нагнать упущенное.
Люди хотят наслаждаться жизнью, и те, кто смогут это сделать, это сделают. Тем более что меньше денег будет тратиться на путешествия или на рестораны. Немцы нескоро полетят в Нью-Йорк, а китайцы — в Париж. Рынок не исчезнет, хотя неизбежно уменьшится. Я верю в Breitling, но не очень уверен в экономической ситуации на несколько ближайших лет.
— Вы не боитесь, хотя Breitling не поддерживает никакая люксовая группа?
— Главное иметь хорошее финансирование, а нас поддерживает очень большой инвестиционный фонд. В независимости есть и преимущества, и недостатки, но лично я вижу в этом больше преимуществ. Мы очень подвижны, мы стремительно реагируем, мы делаем что хотим. Сейчас надо быстро выигрывать сегменты рынка у конкурентов.
— Тут никакое финансирование не поможет, мне кажется.
— Я оптимистичен по нескольким причинам сразу. Во-первых, у нас прекрасные часы. Во-вторых, мы всюду дома, мы французы для французов, англичане для англичан — и русские для русских, кстати. Мы не сувенирная марка для туристов, как другие. И, в-третьих, я думаю, что направление, которое мы выбрали перед кризисом, поможет нам еще больше после кризиса — долговечность, этика, экология сейчас на повестке дня.
— Перед кризисом марки хотели быть всюду без посредников, сейчас в разобщенном мире снова вырастет роль агентов, продавцов?
— Мы всегда работали с агентами, ими управляются 80 из 100 наших бутиков. Раз мы локальная марка, нам нужны локальные представители.
— Вы хотели больше работать с Китаем. А теперь?
— Китай довольно быстро приходит в себя. Наши цифры начали расти на 20% по сравнению с прошлым годом. Но это в самых больших городах. В магазинах гораздо меньше посетителей, на 30–40% меньше, чем до «короны». Зато люди, приходящие в магазины, прицельно покупают. Способ существования торговли меняется, надо его понять.
— Вы покинули Базель, что вы думаете о нынешней ситуации с салонами?
— Чтобы продавать часы, Базель нам не нужен. Мы и так видим наших продавцов, встречаем клиентов, путешествуем сами. К тому же когда вы представляете продукт, первый вопрос, который вам задают: «Где и когда я смогу это купить?». Немедленно. Не ожидая полгода, как это было раньше. Надо иметь регулярные запуски в течение года и не ограничиваться одной неделей в апреле.
— Вы же вошли в число организаторов Geneva Watch Days?
— Мы — часть часовой экосистемы, и если появляется адекватный формат, гибкий, адаптированный к потребностям каждого, почему нет. На семейном празднике часовщиков Breitling никогда не будет лишней. По поводу формата Watches & Wonders в будущем году у меня еще нет ответа. Мне кажется, что это пока немного импровизация, нужно еще несколько месяцев, чтобы понять, кто и что делает, кто и за что отвечает и так далее.
— Ваши новые Superocean Heritage ’57 созданы для мужчин или для женщин?
— Женский часовой рынок составляет 60% объема. Зачем его уступать? Superocean Heritage ’57 — это скорее все-таки мужская модель, но в варианте Rainbow с цветным ремешком они вполне подойдут высокой женщине, моя жена купила себе такие. И кстати, Rainbow стали самыми успешными в истории Breitling — все 250 были проданы за сутки.
— Я оценил вашу флагманскую модель этого года — новые Breitling Chronomat.
— Вот они, у меня на руке. На самом деле часы получились лишь с третьего раза. Мы все откладывали запуск, дождались, как видите, вируса, зато модель — само совершенство. Главное, чтобы мы могли дать людям красивые часы. Особенно в кризис.