Этих дней не смолкнет слава
Geneva Watch Days
Настают времена, когда люди могут больше, чем компании. Огромные салоны Baselworld и Watches & Wonders не выдержали собственной тяжести. Что с ними случилось? Они утонули.
«Вам не кажется, что это концерт на "Титанике"?» — спрашиваю я Грегори Понса, свирепого француза-журналиста, которого часовщики побаиваются и уважают. Понс независим и обычно говорит что думает. Роскошь по нынешним временам. «Нет, мы не на "Титанике",— отвечает Понс.— Уже на спасательных шлюпках. Айсберг позади».
Мы стоим на террасе павильона, возведенного на берегу озера для Geneva Watch Days. Крест швейцарского флага делает его немного похожим на палатку полевого госпиталя. Но внутри — скорее торжество. Все удалось, несколько марок, откликнувшись на призыв Bvlgari, сымпровизировали часовые дни в Женеве, в которых в итоге участвовало 17 брендов разного размера. Им помогло правительство кантона, но без отчаянной храбрости нескольких часовых командиров, которые решили не ждать следующей весны, когда то ли состоится, то ли нет новый Watches & Wonders, ничего бы не получилось.
«Сначала мне позвонил глава Bvlgari Жан-Кристоф Бабен,— говорит мне создатель маленькой марки MB&F Максимилиан Бюссер.— А потом позвонил Патрик Прюньо из Ulysse Nardin. Оба говорили одно и то же: "Надо что-то делать, часовая жизнь не может остановиться на год". Благодаря им все получилось».
Первую попытку собрать Geneva Watch Days — Женевские часовые дни — генеральный директор Bvlgari Жан-Кристоф Бабен сделал уже в марте, накануне европейских карантинов. Тогда предполагалось, что с 26 по 29 апреля удастся провести мини-выставки в бутиках и главных городских отелях. И уже тогда даже речи не шло о том, чтобы вернуться в городской экспозиционный комплекс Palexpo, где тридцать лет каждый год открывается Женевский салон высокого часового искусства. Однако за несколько дней до начала новый проект тоже был остановлен и перенесен на август.
Все ждали: состоится — не состоится? И в итоге все состоялось — как раз в момент между двумя волнами эпидемии. И состоялось в очень симпатичном формате. Никто никого не принуждал, организаторы не захотели возвращаться к образу салона, контролируемого какой-либо одной группой. Недаром, например, из всей группы LVMH присутствовали только римляне из Bvlgari, a TAG Heuer, Zenith и Hublot остались в стороне.
В «Часовых днях» приняли участие самые разные марки — независимые разного калибра, как Breitling или De Bethune, и части люксовых групп — дредноуты размера Bvlgari и самостоятельные крошки вроде Urwerk. Никаких общих выставочных залов, каждый принимал журналистов у себя. Ulysse Nardin и Girard-Perregaux — в своих женевских бутиках. Bvlgari — в салоне первого этажа отеля Ritz-Carlton с шампанским и угощением, Czapek & Cie — в комнате отеля, в которой умещался только столик и огромная кровать, на которую мне любезно предложили прилечь на презентации, если я устал.
Гости в Женеву собирались из Европы, прочий мир был закрыт. Это не значит, что представители других важных для швейцарских часовщиков стран полностью отсутствовали. Просто китайцы были европейские, индийцы и японцы — тоже, да и русские, честно говоря — кроме нескольких отважных журналисток, на оленьих копытах перешедших границы нашей родины и неприветливой шенгенской зоны.
Нас ждали встречи не только со старыми друзьями, но и с новыми часами. Глава Bvlgari Жан-Кристоф Бабен не зря пообещал нам в начале года на салоне LVMH в Дубае новый рекорд тонкости. Он поставлен в Octo Finissimo Tourbillon Chronograph Skeleton Automatic. Римляне считают, что стройность украшает их линию Octo, и так убедительно доказывают пользу тонкости, что впору спорить о часовом бодипозитиве.
Появление уже вторых часов Gerald Genta за последние годы — хороший знак. Бренд, созданный знаменитым часовым дизайнером Джеральдом Джентой, был приобретен Bvlgari в 2000 году и, казалось, обречен на забвение. Многие были свидетелями того, как пресс-служба римской марки объясняла, что логотип Gerald Genta остался на одном из фасадов фабрики только потому, что руки не дошли его снять. Интересно, произойдет ли возрождение другой марки в чреве того же кита — Daniel Roth?
Среди участников неожиданно оказалась и русская компания Raketa, рука об руку с которой выступил знакомый когда-то по Jaquet Droz и Romain Jerome Манюэль Эмш. На Geneva Watch Days они уже не потрясали красным флагом, а рассказывали про веселый региональный бренд из далекой медвежьей России. Может, и правильно, поскольку средняя цена для русских часов в России великовата, а для забавных иностранных в Швейцарии или Франции в самый раз. Прекрасные новости пришли от Chronometrie Ferdinand Berthoud, это второе поколение хронометров — FB2, очень красивой моделью отметились De Bethune, отличные Streamliner выкатили H. Moser & Cie.
Женевские часовые дни предложили совсем новую модель часовых салонов, возможно, близкую к тому, с чего они когда-то начинались: более человеческую, более персональную, более маневренную и, похоже, более современную. Но, конечно, единственную в своем роде — памятью от нее останутся сувенирные бутылки санитайзеров и фирменные намордники Geneva Watch Days.