Парадоксы черно-белого
Двадцать лет Chanel J12
C часами J12 марка Chanel вошла в новый век и новое тысячелетие. Их придумал дизайнер Жак Элле, чья должность официально называлась «ответственный за вкус». В часах J12 он стал еще и ответственным за цвет.
Первые J12 родились сверкающе-черными. «Черный цвет — символ энергии и силы»,— говорил Элле. Он дал часам название J12 в память яхт класса J, выступавших на Кубке Америки, и, может быть, в честь «Испано-Сюизы» J12 — автомобиля, показанного на Парижском салоне в 1938 году, одного из лучших примеров «золотого века» довоенного автомобильного дизайна.
Через несколько лет за черными часами с белыми цифрами последовали белые с черными — модель J12 Blanche. Идея черно-белой керамической коллекции понравилась всем. В течение 20 лет серия J12 оставалась едва ли не самой известной у Chanel — и одним из немногих шедевров марки, которым женщины могли поделиться с мужчинами. Отчасти это было восстановлением справедливости: Элле рассказывал, что сама Габриэль Шанель предпочитала носить крупные мужские часы своих любовников вместо возмущавших ее крошечных женских, которые она презрительно называла «микробами».
Дизайн не вызывал никаких сомнений, оставалось найти часам достойный собственный механизм. Несколько раз J12 выходили с калибрами Audemars Piguet, и до сих пор, когда речь идет об усложнениях, их выполняет для французов главное конструкторское бюро Audemars Piguet — Renaud et Papi. В 2019-м Chanel изготовила свой базовый механизм с автоподзаводом Calibre 12.1. Это стало началом больших дизайнерских перемен.
Сначала директор креативной студии Chanel Watches Арно Шастен изменил облик часов, вроде бы очень осторожно, но на самом деле весьма радикально. Он увеличил масштаб модели, показал механизм с круглым ротором под стеклянной задней крышкой. Кольцо циферблата стало тоньше, на нем с 30 до 40 увеличилось количество насечек, толщина часовой и минутной стрелок была сделана одинаковой, индексы на циферблате вместо плоских стали накладными из керамики, изменилось начертание цифр, а на заводной головке появился керамический кабошон.
Арно Шастен говорил, что старался обновить дизайн так, чтобы не повредить первоисточнику 2000 года. Его и вправду если и можно было упрекнуть, то только в чрезмерной осторожности и почтительности к «иконе» Жака Элле. Но мы рано успокоились, потому что год 20-летия модели принес весьма неожиданные премьеры. К юбилею J12 Арно Шастен выпустил сразу несколько удивительно свободных по дизайну моделей.
Прежде всего J12 X-Ray. Часы выполнены не из керамики, но из такого же сложного в обработке искусственного материала. Прозрачный корпус и даже звенья браслета выточены из сапфирового стекла. Как говорит сам дизайнер, здесь «отменяется черное, а белое растворяется в прозрачности». На сапфировом циферблате — бриллиантовые индексы, на кольце вокруг — 46 бриллиантов багетной огранки. Еще одна особенность J12 X-Ray — новый мануфактурный механизм Chanel, уже третий в часовой истории марки,— Calibre 3.1 с ручным подзаводом.
Часы J12 Paradoxe созданы в логике исходного черно-белого решения. Но оба цвета по-новому соединяются в одной модели. Часть белого корпуса стала черной — по прямой линии от «1 часа» до «5 часов», отмечая таким образом контрастную зону циферблата и корпуса — черную на белом.
И наконец, прямо посвященные 20-летию часы J12-20 — белые и черные. Это самые подробные и литературные из юбилейных моделей. Их корпус и циферблат пересекает графический узор, составленный из изображений самых узнаваемых хитов марки: здесь и флакон Chanel №5, и цветок камелии, и твидовый жакет, и львиная грива, и колосок пшеницы, и сумка «2.55». В белом варианте лаковый циферблат украшают 12 бриллиантов, а его кольцо выполнено из родированной стали. В черном варианте кольцо и циферблат из белого золота покрыты черной перегородчатой эмалью, а круглый ротор автоподзавода механизма Calibre 12.1 — 34 бриллиантами. И если белых часов будет выпущено 2020 экземпляров, то черных сделают всего пять.