Бал-маскарад в Париже
Новые часовые коллекции Dior
Дом Dior давно не следует ритму часовых салонов. Презентации его часового подразделения, Dior Watches, устраиваются не в Швейцарии, где эти часы производятся, а на родине марки, в Париже.
Самая известная часовая коллекция дома — Dior Grand Bal с часами, изображающими разные бальные красоты — кружева, ленты, перья — особым образом: в движении. Ради этого был создан специальный калибр Dior Inverse 11 1/2. Почему в названии есть слово «инверсия»? Да потому что в этих часах всё наоборот. Маховик автоподзавода, у других марок обычно скромно спрятанный под задней крышкой часов, инженеры Dior выносят на лицевую сторону над циферблатом. Его украшают с особой пышностью. Ротор превращается в изображения, в рельефы, в кинетические скульптуры. Замечательная система, которая при ясной технической схеме часов позволяет получить множество вариантов. Когда Dior запустил программу персонализации часов Grand Bal, дизайнеры насчитали их чуть ли не миллионы.
«Бальное платье заставляет вас мечтать, оно должно сделать вас созданием мечты»,— говорил Кристиан Диор. Поэтому Grand Bal не следуют только рациональному, мечта свободна, витает, где хочет, даже тогда, когда речь о часовом механизме, о счете времени.
Вспомним момент бала в «Анне Карениной», когда юная девушка делает шаг в преображенный мир: «Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху». Идея легкости и естественности в самом необычном — главная в серии часовых диоровских «Балов».
В классическом часовом мире никто не осмелится закрывать циферблат, «он служит для того, чтобы измерять время», скажут вам часовые пуристы и поднимут вверх указательный палец. И этим пальцем попадут прямо в небо. Потому что время на балу не подчиняется пуристам. До бала — тянется, в танце — летит. Да и вообще, как вы помните, в старой советской «Золушке» король даже распорядился перевести часы на час назад, чтобы оттянуть момент, когда героине Янины Жеймо придет пора терять свой хрустальный башмачок.
В новой коллекции несколько тем. Сначала Grand Bal Plume — где ротор украшен веером из настоящих перьев вроде тех, что украшали бальные платья в XIX веке. Подобранные один к одному и специальным образом обработанные, они напомнят и раструб платья, которое Диор часто уподоблял цветку.
Часы Grand Bal Ruban превращают маховик в свернутую ленту, символ движения, танца. Мне приходилось читать остроумные замечания о том, что эта форма особенно оправдана в часовой инженерии. Крутящийся ротор, который возвращает силу механизму, тоже напоминает бал: чем больше танцуешь, тем меньше устаешь.
Линия Grand Bal Masque на редкость актуальна, когда все на свете нацепили маски. Правда, у Dior маски, закрывающие верх лица, то есть допускающие не только прикосновения, но и поцелуи. Они созданы в память об удивительном событии 1951 года, так называемом Бале столетия, который устроил в венецианском Палаццо Лабиа богач и меценат, страстный коллекционер искусств и подруг Шарль де Бестеги. На его костюмированный бал наряды поставляли многие кутюрье, но наиболее запоминающимися стали платья Кристиана Диора. Вместе со своими владельцами они проделали длинный путь до Венеции, которая в то время лежала от Парижа на расстоянии нескольких дней. Приглашения тысяче гостей пришли за полгода, бал продлился всего одну ночь, теперь нам рассказали о нем — часами.