На «Юлмарт» повесили ценник
Товарные знаки ритейлера подготовили к торгам
В рамках банкротства некогда крупнейшего онлайн-ритейлера «Юлмарт» рыночную стоимость принадлежащих ему брендов оценили в 399 млн руб. Их планируется реализовать на торгах. У аудитории сохраняется некоторый уровень лояльности к бренду, поэтому потенциально стоить товарные знаки могут даже больше, не исключают участники рынка.
В рамках банкротства НАО «Юлмарт» (до 2017 года выступало операционной структурой одноименного онлайн-ритейлера) рыночная стоимость его интеллектуальной собственности, в первую очередь товарных знаков, оценена в 399 млн руб., свидетельствуют данные отчета от 18 сентября, опубликованные на «Федресурсе».
Стоимость, по которой она учитывается на балансе компании, при этом составляет 3,2 млрд руб.
В оценке учитывались 62 товарных знака («Юлмарт», Ulmart, «Кибермаркет», «Ю» и др.), один патент и одна неисключительная лицензия на товарный знак. Самую высокую оценку — по 12,7 млн руб. за штуку — получили вариации товарного знака «Юлмарт». Исполнителем отчета выступило ООО «ФК — Юридические услуги», уточняется в раскрытых данных.
Имущество оценивается, чтобы быть реализованным на торгах, как предусмотрено законодательством, сообщил “Ъ” исполняющий обязанности конкурсного управляющего НАО «Юлмарт» Денис Тихмянов.
Михаил Скигин, председатель совета директоров «Петербургского нефтяного терминала», кредитор «Юлмарта» (цитата «Фонтанка.ру», 22
Похоже, «Юлмарт» мертв, и имущество компании теперь будут делить. Когда петуху голову отрубаешь, он все равно еще бежит
«Юлмарт» — прежде крупнейший онлайн-ритейлер России, в рейтинге Forbes 2016 года он занимал четвертую позицию среди крупнейших интернет-компаний с оценкой в $1,1 млрд. В том же году между совладельцами компании разгорелся конфликт, перешедший в судебные претензии, в том числе в зарубежных юрисдикциях. Акционеры — Дмитрий Костыгин и Август Мейер с одной стороны и Михаил Васинкевич с другой — разошлись во взглядах на развитие бизнеса. На фоне этого «Юлмарт» потерял позиции на рынке, а с начала 2020 года фактически прекратил работу. Ряд юридических лиц компании проходят процедуру банкротства.
Сам же рынок онлайн-ритейла России с 2016 года существенно вырос. Ассоциация компаний интернет-торговли тогда оценивала его в 920 млрд руб., а по итогам 2020 года ожидает объема в 2,9 трлн руб.
На рынке ритейла не всегда сохраняются даже очень известные бренды. Так, после приобретения некогда одного из крупнейших ритейлеров электроники «Техносила» группа «Сафмар» в 2017 году отказалась развивать магазины под этой вывеской. В 2010 году на фоне нараставших проблем компании бренд мог стоить до $100 млн, оценивали тогда опрошенные “Ъ” эксперты.
«Раскрученные» товарные знаки, тем не менее, часто пользуются популярностью на банкротных торгах, говорит партнер «Пепеляев групп» Юлия Литовцева. Но их стоимость может оказаться значительно меньше ожидаемой: в 2019 году завершены около 300 процедур банкротства, в рамках которых реализованы товарные знаки, при этом их цена зачастую оказывалась в десятки раз меньше оценочной, отмечает юрист банкротного направления Vegas Lex Валерия Тихонова.
Когда речь идет о брендах для маркировки товаров, продать их проще, а вот с сегментом услуг сложнее, говорит партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов. «В данном случае знаки могут пригодиться для запуска онлайн-бизнеса, так что на них должен прийти какой-то специфический покупатель. И вряд ли удастся выручить за знаки существенную часть стоимости, в которую их оценили оценщики»,— считает он.
В ситуации с «Юлмартом» в головах потребителей пока остается сила бренда, при правильной рекламной кампании его можно «оживить» и вернуть доверие, считает исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов.
Товарные знаки «Юлмарта» недооценены: речь должна идти о 1,3–1,5 млрд руб., уверен совладелец ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. Но без доменного имени «Юлмарта» продавать их не очень логично, считает он, хотя в России доменные имена «все еще считаются предметом аренды, а не собственностью, как в Европе, что не позволяет вносить их, например, в конкурсную массу». Если же приобрести товарные знаки, то есть шанс отсудить и доменное имя, рассуждает он, но на это может потребоваться около года.