Гастрономическая лагуна
Устричный рай на Сахалине
Уникальный парк под открытым небом обещают создать в ближайшее время на Сахалине. Точнее, не создать, а обустроить — природой и так уже все создано на удивительном озере Буссе. Проект недавно представили на Всероссийском конкурсе туристических кластеров, но местные жители маршрут «к устрицам и обратно» освоили уже давно.
Отлив. Уровень воды в озере Буссе стремительно падает, обнажая плотный ковер зеленых водорослей. Водоем соединяется с морем широкой протокой, поэтому приливы и отливы бывают здесь дважды в день, а вода имеет солоноватый привкус. В этих «тепличных» условиях создается идеальный микроклимат для жизни морских обитателей: лагуна Буссе чрезвычайно богата моллюсками, крабами, креветкой и рыбой. Прогуливаясь по колено в воде, можно запросто найти трубача, мидии, морского ежа, гребешка или спизулу — все эти моллюски считаются настоящим деликатесом. А здешняя устрица и вовсе уникальна, ее раковины иногда вырастают до рекордных размеров, сам моллюск достигает веса 500 граммов.
«Здесь устрицам настолько комфортно, что выживаемость личинок составляет до 70 процентов. А одна устрица откладывает более миллиона таких личинок за сезон,— рассказывает Станислав, инструктор по рыбалке от местной туристической компании.— Моллюски образуют в лагуне целые острова — устричные банки — скопления из тысячей особей». Однако увидеть вживую эти «поселения» непросто: передвигаться по лагуне на лодках запрещено — действуют ограничения в связи с природоохранным статусом территории. Добраться до устричных банок можно разве что во время сильного отлива, двигаясь по пояс в воде или вплавь.
Благодаря гигантским устрицам лагуна Буссе стала одной из наиболее известных достопримечательностей Сахалина, и сегодня вокруг нее создается целый природный парк. По крайней мере, так заявляет местное начальство: «Лагуна Буссе — это обширная территория, на которой расположено несколько популярных туристических объектов, в их числе маяк Анива, мысы Птичий, Великан, Евстафия, озеро Буссе. В этом природном парке за счет государства будет создана необходимая туристическая инфраструктура, которая позволит развиваться объектам частных инвесторов»,— говорит губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, презентуя проект.
На словах выглядит крайне соблазнительно: обещано строительство дорог, благоустройство, создание экологических троп на территории Тонино-Анивского полуострова, превышающей по площади две тысячи квадратных километров — сопоставимо по размерам с маленькой европейской страной, например с Люксембургом.
Обещано при этом, что лагуна Буссе останется особо охраняемой природной зоной. Иначе, впрочем, уникальную экосистему не сохранить…
Сегодня в окрестностях лагуны Буссе практически нет асфальтовых дорог, а существующие подъезды к основным достопримечательностям находятся в плачевном состоянии и доступны только для полноприводных и специально подготовленных автомобилей. Как следствие, преодоление отрезков пути длиной даже в 20–30 километров растягивается на часы, а стоимость экскурсий становится сопоставимой с вылетом в соседний регион: поездка на знаменитый мыс Великан, к примеру, стоит около 5 тысяч рублей на человека — это как билет на Камчатку (из Южно-Сахалинска).
Сахалинцам, правда, Камчатка ни к чему, у них Буссе в близком доступе. И неважно, что пока без дорог, троп и примет цивилизации — нигде такой гастрономической лагуны нет.