Счетчики метят в платежку
Правительство может переложить стоимость приборов на население
Как выяснил “Ъ”, установка умных приборов учета может привести к сверхнормативному росту коммунальных платежей граждан. Правительство поручило профильным министерствам проработать вопрос, обосновать точный объем роста платежей и принять меры для сглаживания эффекта. Последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, из-за покупки новых счетчиков этот уровень может быть превышен, опасаются эксперты. Дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 60 млрд руб. в год, или в 1% роста конечной цены на электроэнергию.
Правительство поручило ФАС, Минэнерго, Минэкономики и другим профильным ведомствам проработать вопрос включения стоимости приборов учета электроэнергии в коммунальные платежи граждан, следует из поручений вице-премьера Юрия Борисова от 18 сентября (с ними ознакомился “Ъ”). Как отмечается в документе, «факторы, связанные с организацией учета электроэнергии» могут быть выведены из-под ограничений роста общего платежа, который ограничен предельными индексами (устанавливаются для каждого региона). Срок исполнения поручения — 19 ноября.
В аппарате Юрия Борисова подтвердили “Ъ”, что увеличение платы за коммунальные услуги возможно. Но чтобы включение затрат на организацию учета не привело к сверхнормативному росту платежей, профильные министерства, в частности ФАС, Минэнерго и Минэкономики, должны представить проект постановления с детальным финансово-экономическим обоснованием финальной суммы, на которую может повыситься общий платеж граждан. Затем правительство будет дополнительно рассматривать и дорабатывать проект, а после этого примет окончательное решение по этому вопросу, подчеркивают в аппарате вице-премьера.
Федеральный закон об интеллектуальном учете электроэнергии вступил в силу 1 июля 2020 года. Теперь гарантирующие поставщики (ГП) электроэнергии обязаны за свой счет устанавливать приборы в многоквартирных домах, а сетевые компании — в коммерческом секторе и в частных домах. За невыполнение требований предусмотрены штрафы.
По закону об интеллектуальном учете электроэнергии расходы сетевой компании на покупку, установку и замену приборов могут включаться в тариф и в плату за техприсоединение, но окупаемость также может быть обеспечена за счет повышения эффективности процессов.
Расходы ГП на умные счетчики включаются в состав сбытовой надбавки. Но у ГП отсутствует прямой эффект от внедрения систем учета, который мог бы принести средства для возврата вложенных инвестиций в полном объеме, отмечают в аппарате Юрия Борисова. «При этом доля сетевых компаний в конечной цене на электроэнергию в среднем по стране превышает 40%, а доля сбытовых компаний, к которым относятся и ГП — порядка 6%»,— отмечают там.
Согласно перечню поручений, ведомства также должны до 6 октября представить согласованные предложения по «дополнительному росту тарифов на электроэнергию», учитывающему затраты на установку приборов, в течение не менее трех лет.
Для новых потребителей платеж за техприсоединение, включающий цену прибора, будет различным в зависимости от потребляемой мощности (ниже или выше 670 кВт).
Участники рынка смогут устанавливать только российские счетчики, Минпромторг должен разработать меры господдержки производителей. Вместе с тем участники рынка и регуляторы будут работать над снижением требований к приборам, чтобы уменьшить их цену. Период установки предлагается увеличить: ГП и сетевые компании смогут осуществлять поверку старых счетчиков вместо их замены у малого и среднего бизнеса до 1 июля 2022 года, а у населения — до 1 января 2025 года.
В ФАС заявили “Ъ”, что поручения получены, ведется работа. В Минэнерго сообщили, что поручено «проанализировать объем финансирования по установке приборов учета, который подлежит включению в тарифы», расчет будет вестись с учетом предложений министерства по минимизации финансирования, в том числе за счет проведения поверок старых счетчиков вместо их замены, продления срока по установке счетчиков для потребителей, которые до 1 июля не сделали этого сами. В Минпромторге рассказали, что для российских производителей предусмотрены субсидии, льготные займы, в отдельных случаях может быть применен механизм компенсации потерь выпадающих доходов. В Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”.
Источники финансирования мероприятий по развитию интеллектуального учета были определены к 1 июля, они не предусматривают внесения изменений в упомянутые нормативные документы, отмечают в «Россетях». Холдинг планирует, что расходы будут компенсироваться экономией от снижения потерь и издержек, а также за счет роста операционной эффективности благодаря автоматизации. В Ассоциации ГП и ЭСК не ответили на запрос “Ъ”.
В последние годы предельный индекс роста коммунальных платежей составлял в среднем 4% по стране, отмечает член общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин. Если ограничение платы коммунальных услуг действительно снять, прирост энерготарифов в составе коммунального платежа населения за счет новых счетчиков может составить 5–10% сверх планов индексации (5% в год), отмечает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. За счет этого общий коммунальный платеж может дополнительно вырасти примерно на 1,5–2%. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», дополнительная тарифная нагрузка на потребителей составит около 60 млрд руб. в год, или 1–1,2% роста конечной цены на электроэнергию.
Цифра может быть ниже при трех условиях, уточняет эксперт: более дешевые счетчики по сравнению с расчетным ценником в 15–20 тыс. руб. за штуку, продление периода установки более чем на семь лет или снижение нормы возврата на инвестиции в приборы со стороны сбытовых и сетевых компаний, например, за счет субсидирования ставки по кредитам.