Тайная церемония вывела протестующих
Как белорусы отреагировали на инаугурацию Александра Лукашенко
Неожиданная инаугурация Александра Лукашенко вызвала новый виток протестов. А силовики вернулись к жестким избиениям и задержаниям. В среду Александр Лукашенко в шестой раз в своей истории вступил в должность президента. При этом инаугурацию заранее не анонсировали. Для белорусов это стало неожиданностью. 11 стран отказались признавать Лукашенко легитимным президентом, в том числе США, Германия и Украина. А тысячи жителей Белоруссии по всей стране вышли на акции протеста. За событиями в соседней республике следил Александр Рассохин.
Еще рано утром ничто не намекало на то, что 23 сентября станет историческим днем для Белоруссии. Но ближе к полудню центральные улицы стали оцеплять силовики и стягивать туда спецтехнику. А к Дворцу независимости выехал президентский кортеж. В Telegram-каналах звучали предположения, что, может быть, это репетиция инаугурации, которая должна была пройти в срок до 9 октября. Однако вскоре стало ясно — это не репетиция.
На мероприятии присутствовали около 700 человек, в основном чиновники. Александр Лукашенко, положив руку на конституцию, принес присягу на белорусском языке, а после произнес речь, уже на русском, о том, что властям удалось не допустить революции.
Ваш браузер не поддерживает видео
Даже госканалы не транслировали инаугурацию, и только спустя несколько часов появились отрывки с мероприятия. Полностью белорусы смогли увидеть его только вечером. Впрочем, многие в то время были на улице. Около 19 часов люди стали собираться у стелы на проспекте Победителей. Всюду виднелись бело-красно-белые флаги и звучали уже привычные для белорусских протестов лозунги. Однако мирная акция длилась недолго. Очень быстро силовики, которые заранее приехали в центр города, начали выдавливать протестующих, причем достаточно жестко, рассказала “Ъ FM” журналист телеканала «Белсат» Любовь Лунева:
«Приехали 48 автозаков, минибусы еще в придачу, в которых ездят самые разные подразделения. Использовали водометы, причем с красящим веществом, распыляли на митингующих. Выскочили солдаты, больше тысячи, со щитами. Они шли, колошматили по щитам дубинками, оттесняли людей в лесополосу, а перед людьми река, там маленький мостик, и не все, конечно, смогли попасть на этот мостик. Не имеет значения — женщина, ребенок, пожилой человек — любой попадающий сразу же избивается. Бьют одного по трое, по четверо».
Силовики использовали не только дубинки и водометы, но и слезоточивый газ, звучали выстрелы. Избивали не только людей, но и машины. По словам очевидцев, власти вернулись к тем же жестким мерам, что и в первые дни после выборов. Во многих районах автомобилисты специально создавали пробки, блокируя движение. При этом в некоторых случаях протестующим удавалось дать отпор силовикам и пойти в атаку. В итоге свыше 100 человек задержаны, некоторым понадобилась помощь медиков.
Ваш браузер не поддерживает видео
Тайная инаугурация разозлила людей, признает белорусский политолог Валерий Карбалевич. Но и Лукашенко теперь готов к более радикальным мерам. «По мере того, как власть будет чувствовать силу, размах репрессий будет только увеличиваться. Я боюсь, что Лукашенко начнет очень жестоко мстить всем тем, кто против него протестовал. Происходят большие чистки в госучреждениях от всех недовольных, у кого недостаточная лояльность. Кризис белорусский пока не прекращается»,— считает Карбалевич.
Последние данные по протестам в Белоруссии
Уже несколько недель звучат мнения, что белорусский протест теряет свои масштабы. В воскресенье в Минске пройдет традиционный марш несогласных. И, как считают собеседники “Ъ FM”, теперь людей на улицах будет значительно больше.
По информации СМИ, в Минске на улицы вышли десятки тысяч человек. При этом массовые протесты проходили и в других белорусских городах, в том числе в Бресте, Гомеле, Витебске и Могилеве. При этом в Минске прошла немногочисленная акция в поддержку президента. Главный оппонент Лукашенко на выборах, Светлана Тихановская, назвала инаугурацию фарсом и заявила, что она — единственный лидер, который избран белорусским народом.