«Мы сохранили способность находить новые интересные проекты»
Владелец ГК «Регион», совладелец концерна «Россиум» Сергей Судариков рассказал "Деньгам" о выводах из коронакризиса и новых реалиях жизни.
— 2020 год стал для всего мира непростым, и Россия не исключение. Какие ключевые перемены принес этот год на финансовый рынок?
— Начну, пожалуй, с того, что этот год внес реальные перемены во всю нашу жизнь.
Не только все государства, но и их граждане пересмотрели свое отношение к медицине, системе здравоохранения, собственному здоровью. И это во многом помогло избежать более негативных последствий, которых многие ожидали. Следует преклониться перед героизмом врачей, оказавшихся на первой линии борьбы с вирусом. В России мы потеряли более 500 врачей, вечная им память и наша благодарность за спасение жизней.
А что касается финансового сектора, то во всех прежних кризисах именно он был их катализатором. На сей раз ситуация выглядит совершенно иной. Намеренная остановка большей части мировой экономики по медицинским соображениям породила колоссальный скачок спроса на ликвидность. Правительствам необходимо было восполнять выпадающие доходы, а частному бизнесу — финансировать постоянные издержки в условиях существенного снижения объемов продаж.
И финансовый сектор, заметно укрепившийся за последнее десятилетие, в целом справился с этим вызовом. Результатом этого стал мировой рекорд: в первой половине 2020 года объем новых выпусков корпоративных облигаций в мире достиг $5,5 трлн.
Колоссальная цифра, которую было очень сложно даже представить себе еще совсем недавно.
Конечно, в этом вынужденном достижении есть вклад не только финансового сектора. Регуляторы во всем мире оперативно шли на радикальное снижение базовых ставок до исторических минимумов, насыщали финансовую систему практически неограниченной ликвидностью. И одновременно с этим мы увидели серьезные регуляторные послабления, позволившие банковской системе направить дополнительные средства на продолжение кредитования.
Также серьезную поддержку рынкам и финансовому сектору оказали частные инвесторы. Вместо традиционной паники, которая в прежние годы усугубляла провалы рынка, они активно покупали и продолжают покупать акции и облигации. Обещанное мировыми центральными банками многолетнее сохранение низких ставок будет и дальше стимулировать спрос со стороны розницы на ценные бумаги в противовес банковским депозитам.
По сути, с помощью оперативных экономических мер банковские депозиты перетекли на рынок ценных бумаг, что очень важно в условиях намеренной остановки экономики и падения спроса.
— В ГК «Регион» представлены фактически все виды финансового бизнеса, включая банковский — в виде МКБ, акционером которого является группа. Какие направления уже стали успешными, а какие, напротив, потребовали поддержки и дополнительных вливаний?
— Группа в целом подошла к началу рецессии хорошо капитализированной и не имела чрезмерной экспозиции на рисковые активы и пострадавшие от пандемии отрасли. Конечно, на объемах и количестве сделок ряда бизнес-направлений, таких как лизинг и страхование, карантинные ограничения сказались негативно.
Падение спроса на большинство видов техники привело к сокращению продаж. На продажах страховых продуктов дополнительно сказалось прекращение международного туризма. Банкам пришлось в большей степени заниматься запросами клиентов на реструктуризацию, чем выдачей новых кредитов. Из-за волны заражений ежедневно в ручном режиме приходилось управлять работой сети отделений. В то же время за счет роста спроса на качественное онлайн-обслуживание заметно вырос комиссионный бизнес. Также благодаря целенаправленным действиям правительства выросло число самозанятых и наши решения для этой категории клиентов продавались весьма успешно. Управляющие компании группы, брокеры и команда DCM сумели быстро адаптироваться к дистанционной работе, наладили эффективное взаимодействие с клиентами, и объемы их операций в период карантина даже выросли.
Наша совместная с «Россиумом» инвестиция — группа компаний «Инград», работающая в сфере девелопмента, сумела в кризис нарастить объемы продаж. Вообще, этот сегмент продемонстрировал рекордные объемы продаж в это время. При этом «Инград» рос даже выше рынка, демонстрируя рекордные для себя объемы.
И еще один момент, на который хотел бы обратить внимание. Все компании группы, имевшие рейтинги, сумели в 2020 году сохранить их. На наш взгляд, это подтверждает верность выбранной нами стратегии, в том числе в части разумного сочетания рисков и доходности, что позволило обеспечить устойчивость бизнеса.
И самое главное — даже в этих непростых условиях мы сохранили способность находить новые интересные проекты и принимать важные решения, отдачу от которых рассчитываем получить в недалеком будущем.
— Особенно непростым этот год стал для банковского бизнеса. Как банки группы пережили коронакризис? Какую стратегию вы заняли относительно банковских активов (недавно было объявлено об их объединении под крылом МКБ)? Это будет скорее укрупнение банка или останется некая специализация?
— Конечно, год непростой и для банков, и для всей экономики в целом. С такими вызовами, к тому же появившимися относительно одновременно, сталкиваться еще не приходилось. Общую ситуацию на рынках усугубили драматическое падение цены на нефть, сама глобальная пандемия и связанные с ней меры ограничений. По оценке Росстата, во втором квартале 2020 года индекс физического объема ВВП снизился на 8,5% относительно прошлого года.
Центробанк ожидал даже более масштабного падения ВВП в апреле—июне — на уровне 9,5–10%. Но именно усилиями регулятора банковская система России значительно укрепилась в последние годы, и снижение экономической активности отрасль переживает уже не так болезненно, как в 2014-м.
И это позволило существенно минимизировать потери. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что пройти острую фазу пандемии помогли несколько факторов: это и укрепление устойчивости финансовых институтов (рост капитала и ликвидности), ответственная работа банков с кредитным риском и девалютизация банковских балансов. Все это дало возможность банкам поддержать своих клиентов и не останавливать при этом кредитование. Конечно, свою роль сыграли и регуляторные послабления, которые дали возможность легче пройти этот период.
Следует отметить правильную и своевременную реакцию экономических властей, которая позволила сгладить риски ликвидности и рыночные риски. Плюс положительное влияние оказали беспрецедентные меры господдержки наиболее пострадавших отраслей, предприятий и граждан. Общая стоимость господдержки в период ограничений — 4 трлн руб.
Банки и здесь не остались в стороне. МКБ выдавал кредиты для компаний из пострадавших отраслей, реализовывал собственные программы поддержки заемщиков—физических лиц.
Можно сказать, что в целом банковский бизнес довольно успешно преодолел период ограничений. Тот же МКБ 31 августа опубликовал отчетность МСФО за первое полугодие 2020 года. Прибыль банка за этот период составила 9,1 млрд руб., вчетверо больше, чем в первом полугодии 2019 года, а в кризисном втором квартале МКБ нарастил прибыль в два раза.
Что касается объединения активов, то переход банка «Веста» и Руснарбанка под контроль МКБ был реализован в рамках стратегического партнерства концерна «Россиум» и ГК «Регион». В результате МКБ получает экспертизу в направлениях, которые раньше не развивались в банке,— автокредитование и ипотека, углубленная работа с сегментом малого, среднего бизнеса и самозанятых. Сами банк «Веста» и Руснарбанк продолжают работать как самостоятельные кредитные организации — каждая в своей нише. Поменялась только структура владения. Мы изучаем зоны повышения эффективности действующего бизнеса, чтобы обеспечить синергию продуктового предложения МКБ как флагманского банка.
— Довольно много вопросов вызывает структура собственности МКБ, которая выглядит весьма запутанной. Зачем нужна столь сложная схема и какова доля владения ГК «Регион» в банке?
— Многие действия, которые вы видите сегодня и о которых спрашиваете, являются практическими шагами по реализации соглашения о партнерстве. Мы с ключевым бенефициаром концерна «Россиум» Романом Авдеевым подписали его еще летом 2019 года. Главной целью мы тогда видели, и наше видение не менялось в кризис, достижение максимальной продуктовой синергии активов. Технически это непростые сделки, но осуществляются они прозрачно с полным раскрытием обязательной в таких случаях информации.
Ключевым акционером МКБ остается концерн «Россиум» с долей 56%. Общая доля «Региона» в концерне составляет примерно 30%. Все это можно увидеть в открытых источниках.
А что касается заявленного нами принципа синергии объединяемых активов, то могу привести еще один пример, который будет окончательно реализован технически в самое ближайшее время. Уже начался процесс перехода управляющих компаний из периметра ГК «Регион» в периметр МКБ. Это позволит придать дальнейший импульс развитию направления частных инвестиций. На наш взгляд, сегодня это одно из наиболее интересных и перспективных направлений финансового рынка. По данным Московской биржи, в августе 2020 года частные клиенты открыли более 515 тыс. новых брокерских счетов. Сейчас на бирже зарегистрировано уже 6,2 млн частных инвесторов, на 2,4 млн больше, чем в январе 2020 года. Хотя бы одну сделку в течение августа совершили почти 1 млн частных инвесторов. Для нашей страны это очень значимые цифры. Доля их операций в общем объеме торгов приближается к 50%, а годом ранее этот показатель был на уровне трети. Такой динамики наш рынок не видел никогда.
Растущая аудитория заинтересована в простых и удобных банковских и брокерских продуктах для инвестирования. Сделка, о которой я сказал, позволит МКБ расширить спектр инвестиционных услуг. Банк создаст новый инвестиционный продукт для массовых инвесторов, предполагающий как простые решения для начинающих, так и возможности для профессионального инвестирования.
— Сейчас много говорят о смещении интереса граждан в размещении средств. Спрос переходит с банковского рынка на фондовый. Отмечаете ли вы этот тренд и в чем именно он выражается? Каковы причины?
— Группа уже несколько лет активно занимается развитием розничного сегмента — продуктовой линейкой, технологиями и продажами. Благодаря этому мы являемся одними из лидеров по приросту клиентской базы на индивидуальных инвестиционных счетах. В течение всего 2020 года у нас растет число новых счетов и сохраняется устойчивый приток средств на уже действующие. Вообще, причин возросшего интереса физических лиц розницы к ценным бумагам и новым инвестиционным стратегиям несколько.
Главной и, я бы сказал, фундаментальной является создание «правильных» и понятных правил игры для комфортной работы на этом рынке. ИИС оказался очень эффективным, технологичным, поэтому исключительно удачным инструментом. Открывать и пополнять их, как и брокерские счета, можно дистанционно.
И здесь, как это ни покажется странным, пандемия «пошла в плюс»: у многих клиентов, перешедших на удаленную работу, появилась возможность тщательнее следить за рынками и активнее проводить операции.
Весь прежний кризисный опыт сводился к тому, что ставки по депозитам в неспокойные времена всегда росли. Сейчас мы видим обратный процесс: cначала ставки практически не росли, а потом стали снижаться.
Полагаю, что в ближайшие годы вышеперечисленные факторы продолжат стимулировать инвестиционную активность наших сограждан. Свою задачу мы видим в создании и постоянном совершенствовании технологических платформ для этого. Сочетание новых технологий и стимулирующих мер способно дать очень значимый результат.
— Как руководитель крупной финансовой группы, что бы вы посоветовали тем, кто в это время хочет сохранить и приумножить свои сбережения без особого риска?
— Каждый должен определить для себя допустимые уровни риска и, что даже важнее, свои инвестиционные предпочтения и возможности. Попробую объяснить на примере долгового рынка.
Если есть время и желание активно управлять своим портфелем, можно приобрести облигации федерального займа. Практически все они обладают высокой ликвидностью, что позволяет получать дополнительный доход за счет активных торговых операций.
Для тех, кто предпочитает держать бумаги для погашения, идеально подойдут корпоративные облигации крупнейших российских компаний. Купонный доход по ним заметно выше, чем по ОФЗ, а уровень риска не сильно отличается от суверенного.
Ну и от депозитов полностью отказываться не стоит. Эти застрахованные накопления являются базисом для любой стратегии. Также стоить обратить внимание на инвестиции в качественные объекты недвижимости.
— С инвестициями мы разобрались. Если говорить о заимствованиях, сейчас актуальное время для этого? На что стоит занимать и как правильно оценить свои силы?
— Каждый потенциальный эмитент должен прежде всего определиться с целями заимствований. Привлекая внешнее финансирование, компании, как правило, пополняют оборотный капитал, рефинансируют существующую задолженность или осуществляют инвестиционные проекты. В условиях рецессии превалируют первые две цели. Но по мере восстановления экономической активности спрос на ресурсы для развития бизнеса будет восстанавливаться.
Вообще, кризис накладывает свой отпечаток не только на долговой рынок, но и на подходы к заимствованиям в целом.
В условиях достаточно низкой ставки бизнес, который получил развитие, в том числе из-за последствий карантинных мер, может успешно кредитоваться. Те предприятия, которые просели из-за ограничительных мер, могут перестроить свой бизнес и привести его в соответствие с новыми реалиями — например, перевести продажи в онлайн, всерьез заняться цифровизацией — также благодаря кредитным возможностям.
Нынешняя финансовая ситуация также позволяет рефинансировать свои кредиты по более низким ставкам, с использованием рынка ценных бумаг.
Я остаюсь оптимистом и считаю, что тяжелая рыночная ситуация — это еще и время возможностей для тех, кто их ищет.