Иностранных агентов станет больше
Сенаторы нашли серые зоны в законах о борьбе с зарубежным вмешательством
Временная комиссия Совета федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России готовит законодательные инициативы для воздействия на организации без юридического лица и физических лиц, действующих в иностранных интересах. Сенаторы обсудили эти планы на заседании комиссии в четверг. По их мнению, в законодательстве есть серые зоны, которые используют зарубежные оппоненты, «пытаясь повлиять на нашу внутриполитическую систему».
Как ранее рассказал “Ъ” глава комиссии Андрей Климов, над документами проводится «коллегиальная работа», в которой принимают участие депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств. Член комиссии Любовь Глебова на заседании в четверг поделилась некоторыми подробностями этой работы. «Наши зарубежные оппоненты используют серые зоны в законодательстве, пытаясь повлиять на нашу внутриполитическую систему,— рассказала она.— В первую очередь, по нашему мнению, речь должна пойти о возможности отнесения к категории иностранных агентов не только юридических, но и физических лиц. Если они ведут сбор информации, которая может быть использована против РФ или представляет угрозу безопасности РФ, а также используется в интересах иностранных государств и структур за их счет, то им (физлицам.— “Ъ”) следовало поставить в известность Минюст о такого рода деятельности».
Напомним, в конце прошлого года в России был принят закон, согласно которому иностранными агентами могут быть признаны физические лица, распространяющие сообщения в СМИ-иноагентах или участвующие в их создании и получающие за это денежные средства и иное имущество от иностранных государств.
Теперь, судя по всему, сенаторы хотят расширить список критериев, позволяющих признать физлицо иноагентом.
«С содержательной точки зрения это предложение на первый взгляд вступает в конкуренцию с уголовной статьей "Госизмена". Одна из ее форм, согласно ст. 275 УК,— это “оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ”,— напоминает политолог Александр Пожалов.— Неужели сенаторы предлагают гражданам информировать Минюст о том, что они, возможно, изменяют Родине?».
С политической же точки зрения появление таких инициатив легко объяснимо и ожидаемо, отмечает эксперт: «Начиная с протестов в ходе выборов в Мосгордуму 2019 года власть стремится объяснить вполне обоснованные и предметные претензии экспертов и активистов к избирательной системе России иностранным вмешательством и происками "агентов Запада". Ожидания западного вмешательства в российские выборы будут нагнетаться и все оставшееся время до выборов в Госдуму в 2021 году. Истинная цель таких инициатив — ограничить возможности для критического анализа российских выборов со стороны широкого круга экспертов и НКО (а не только работающих на иностранные гранты и при иностранных аналитических фондах), сузить возможности доступа к информации о выборах».
Еще одна серая зона, по словам госпожи Глебовой,— это общественные организации, действующие без образования юридического лица.
Пример такой организации — движение «Голос», которому было уделено большое внимание в ежегодном докладе комиссии Совфеда, опубликованном 15 июля. Ранее комиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России попросила Генпрокуратуру проверить действия российских НКО-иноагентов в ходе недавней избирательной кампании. Об этом журналистам 16 сентября сообщил председатель комиссии Василий Пискарев.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц пояснил “Ъ”, что организация выбрала форму общественного движения по примеру «Общероссийского народного фронта», возглавляемого президентом Владимиром Путиным. Это произошло в 2013 году после того, как ассоциация «Голос» была признана иностранным агентом, а впоследствии ликвидирована. «Это официальный юридический статус. Такая юридико-правовая форма предусмотрена российским законодательством. У нас даже в Конституции указано, что граждане имеют право создавать объединения. Поэтому странно, когда такая форма организации упоминается в негативном контексте»,— отметил господин Мельконьянц. Он пообещал, что движение продолжит работу, «даже если будут новые ограничительные меры».
Сенаторы также считают необходимым отрегулировать посредническую деятельность по передаче средств из-за рубежа российским адресатам.
Еще одним объектом внимания комиссии Совфеда, по словам госпожи Глебовой, стали «разнообразные иностранные учителя», которые «в разных формах занимаются практической подготовкой российских граждан к участию в протестных действиях на территории России». Деятельность всех этих групп граждан, вероятно, будет регламентирована в законопроектах, которые разрабатывает комиссия Совфеда.
«Честно говоря, я лично полагаю, что комиссия Совета федерации в первую очередь хочет показать свою активность и готовность к ужесточению политики в отношении инакомыслящих,— говорит политолог Константин Калачев.— Но тут надо понимать, что есть риторика, а есть действия, что комиссия не субъект, а инструмент, и что есть те, кто способен скорректировать эту активность. Все определяет заказчик. Так что можно ждать, что возобладает умеренность. Переход от электорального авторитаризма к более жесткому режиму зависит от обстоятельств, но пока они окончательно не сложились».
«После конституционного голосования власть взяла курс на закручивание гаек, поэтому нет никаких сомнений, что еще какое-то количество запретов Кремль сейчас введет,— возражает политолог Аббас Галлямов.— После скандала с отравлением Алексея Навального забота о репутации вообще потеряла всякий смысл, поэтому пока эта история не забылась, можно еще что-нибудь плохое сделать».