Ёсихидэ Суга занялся телефонной дипломатией
Новый японский премьер проявил невиданную активность
Новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга продолжает знакомство с мировыми лидерами, обозначая приоритеты Токио после завершения эпохи Синдзо Абэ. Новичок в дипломатии, Ёсихидэ Суга развил неожиданную активность на наиболее проблемных направлениях, уже призвав южнокорейского президента Мун Чжэ Ина начать нормализацию двусторонних отношений, достигших низшей точки. В пятницу премьер Суга будет договариваться с председателем КНР Си Цзиньпином о его визите в Токио. Прорабатывается и вопрос о первом телефонном разговоре Ёсихидэ Суги с Владимиром Путиным. На этом фоне Синдзо Абэ выразил надежду на то, что его преемник сможет заключить мирный договор с Россией.
Вступивший в должность 16 сентября новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга продолжает сеанс «одновременной игры» на нескольких международных направлениях, пополняя копилку своих личных контактов с мировыми лидерами. Начав с президента США Дональда Трампа, с которым он переговорил еще 20 сентября, Ёсихидэ Суга также провел телефонные переговоры с другими ближайшими союзниками по G7 — премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и канцлером Германии Ангелой Меркель, обсудив с ними вопросы сотрудничества в сфере безопасности и борьбы со второй волной пандемии коронавируса.
Эти же вопросы, а также ситуация вокруг КНДР, отказавшейся от переговоров по урегулированию на Корейском полуострове, стали темой состоявшегося в четверг телефонного разговора Ёсихидэ Суги с генсеком ООН Антониу Гутерришем.
Неожиданностью стали усилия нового японского премьера на наиболее проблемных направлениях политики Токио — южнокорейском, китайском и российском.
Считавшийся новичком в дипломатии, не имеющим особого интереса к международным делам и сосредоточенным исключительно на внутренних проблемах, прежде всего реализации антикризисной программы развития экономии, Ёсихидэ Суга развил бурную активность в стремлении добиться перезагрузки отношений с Южной Кореей.
Причиной беспрецедентного похолодания в отношениях двух ближайших союзников США в Индо-Тихоокеанском регионе стали территориальный спор о принадлежности островов Такэсима (корейское название — Токто), а также проблема компенсаций жертвам 35-летнего японского колониального господства на Корейском полуострове, включая занимавшихся принудительным трудом корейских рабочих и «женщин для утешения». В ответ на решение южнокорейского суда о выплате ведущими японскими компаниями компенсаций жертвам колониального периода Токио ввел санкции против Сеула, при этом под вопросом оказалась реализация соглашения об обмене военной информацией (GSOMIA).
Однако уже в первую неделю после своего вступления в должность премьер Суга попытался дать быстрый старт перезагрузке отношений с Южной Кореей.
В ответ на поступившее из Сеула поздравление по случаю его вступления в должность он направил южнокорейскому президенту Мун Чжэ Ину письмо, в котором назвал Южную Корею «важным соседом» и выразил надежду на построение с ней отношений, «нацеленных на будущее». «Давайте объединим наши силы для развития отношений между нашими странами»,— призвал Мун Чжэ Ина Ёсихидэ Суга.
Вслед за этим в четверг по инициативе Токио состоялся первый телефонный разговор двух лидеров. «Я сказал президенту Муну, что мы не должны оставить без внимания нынешнюю невероятно трудную ситуацию в двусторонних отношениях, усугубляющуюся многими проблемами»,— рассказал журналистам о своих первых переговорах с президентом Мун Чжэ Ином Ёсихидэ Суга. Впрочем, он дал понять, что стремление к сближению не следует интерпретировать как готовность идти на односторонние уступки. «Придерживаясь прежней последовательной позиции Японии по многим вопросам, я призываю Южную Корею предпринять необходимые действия»,— подчеркнул господин Суга.
По итогам первого телефонного разговора с Ёсихидэ Сугой южнокорейский президент Мун Чжэ Ин со своей стороны призвал к скорейшему урегулированию давнего спора между Сеулом и Токио и назвал Японию и Южную Корею ближайшими друзьями. Это был первый в этом году контакт между лидерами двух стран, происшедший после длительного перерыва,— до этого Мун Чжэ Ин и Синдзо Абэ общались в декабре прошлого года.
А в пятницу Ёсихидэ Суга намерен провести первый телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином. Эта беседа во многом предопределит будущие отношения Токио и Пекина, также переживающие драматичный период. Имея давний территориальный спор в Восточно-Китайском море из-за принадлежности островов Сенкаку (китайское название — Дяоюйдао), Пекин и Токио ведут долгую войну нервов. Однако премьер Абэ рискнул поставить на нормализацию отношений с самым могущественным оппонентом Японии в Азии.
Планировавшийся на апрель этого года государственный визит в Токио Си Цзиньпина пока так и не состоялся. Официальной причиной была названа пандемия коронавируса. Однако непростое решение Токио отменить визит во многом было обусловлено давлением со стороны США. Командующий американским контингентом в Японии Кевин Шнайдер предупредил, что под предлогом коронавирусного кризиса Китай пытается активизировать свою территориальную экспансию. В этой ситуации однопартийцы по правящей в Японии Либерально-демократической партии потребовали от премьера Абэ отменить визит китайского лидера, который и был отложен.
Между тем преемник Синдзо Абэ Ёсихидэ Суга в ходе предстоящего знакомства с Си Цзиньпином получает возможность со второй попытки добиться того, что не удалось сделать его предшественнику: уже до конца этого года начать перезагрузку отношений второй и третьей экономик мира.
Попытка нового старта, судя по всему, в ближайшее время будет предпринята и на российском направлении. Как заявил в четверг на брифинге в Токио новый генсек Кабинета министров Кацунобу Като, сменивший на этом посту Ёсихидэ Сугу, японская сторона прорабатывает вопрос о проведении первого телефонного разговора Ёсихидэ Суги с президентом РФ Владимиром Путиным.
За день до этого бывший премьер Синдзо Абэ дал интервью газете «Иомиури», выразив надежду на то, что его преемник сможет активизировать переговоры с Москвой по решению территориального вопроса и подписанию мирного договора. «Переговоры, где сталкиваются национальные интересы, не могут быть простыми. Но мы не должны оставлять без внимания территориальный вопрос. Я надеюсь, что при премьер-министре Суге переговоры активизируются и мирный договор между Японией и Россией будет заключен»,— отметил Синдзо Абэ.