Отели выходят из кризиса
Как изменится бизнес управляющих компаний
Начавшийся на гостиничном рынке кризис поставил новые вызовы перед гостиничными операторами и управляющими компаниями: им предстоит восстанавливать бизнес, первоначально ориентируясь лишь на российских гостей. На этом фоне в выигрыше оказались крупные игроки с широкой сетью отелей внутри страны и узнаваемыми брендами. “Ъ” выяснил, как в этих условиях будет действовать крупнейшая российская гостиничная сеть AZIMUT Hotels.
Гостиничная индустрия оказалась одной из наиболее пострадавших отраслей от ограничений, введенных в связи с пандемией COVID-19. В апреле загрузка московских гостиниц была на уровне 9,1% против 75,7% годом ранее, свидетельствуют данные STR. Загрузка отелей Санкт-Петербурга в тот же период была около 2,8%, тогда как в апреле 2019 года — 64,7%. Согласно отчету JLL за первый квартал 2020 года, еще в марте средняя загрузка московских гостиниц снизилась на 50–55%, до 18–30%, в зависимости от сегмента. В течение месяца показатель RevPAR в Москве снизился на 46%. При этом январь и февраль 2020 года характеризовались положительной динамикой к аналогичному периоду прошлого года.
В Санкт-Петербурге RevPAR снизился на 10% и составил 1,7 тыс. рублей в первом квартале. Январь и февраль так же, как и в Москве, характеризовались восходящим трендом, в январе показатель RevPAR вырос на 17%, а в феврале на 6%, но уже в марте зафиксировал снижение на 44% к марту прошлого года.
По мере снятия некоторых ограничений и возобновления поездок по России ситуация действительно стала улучшаться. Гендиректор AZIMUT Hotels Максим Бродовский отмечает, что если по итогам июня средняя загрузка отелей сети оценивалась в 20%, то уже в августе показатель вырос до 60%. Лучшую динамику продемонстрировали курортные отели, которые на фоне существенных ограничений международного туризма оказались заполнены практически на 100%.
Максим Бродовский предупреждает, что восстановление рынка будет небыстрым. Его перспективы сейчас напрямую зависят от возобновления в полной мере проведения деловых мероприятий и снятия моратория на въезд иностранных туристов. При этом эксперт не скрывает: переживать кризис AZIMUT Hotels, возможно, удается легче, чем многим другим крупным сетям. «Именно россияне всегда были нашей основной аудиторией гостей, они составляли ядро спроса на гостиницы Azimut в обычное время, они же дают загрузку нашим гостиницам, когда въездной спрос в страну отсутствует»,- поясняет он. Помимо объектов в Германии, Австрии и Израиле AZIMUT Hotels управляет 31 гостиницей по всей территории РФ, включая Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Владивосток, Мурманск, Якутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ярославль и пр. Общий номерной фонд AZIMUT Hotels с учетом заграничных объектов превышает 7 тыс. номеров.
Восстановление загрузки отелей за счет внутреннего туристического спроса — не уникальный опыт России. Так, в Чехии весной количество запросов на отели от локальных клиентов за год выросло на 15%, а от зарубежных путешественников — сократилось на 78,2%, свидетельствуют данные CoStar Realty.
В Китае, согласно данным STR, спрос на гостиницы на 90% сформирован за счет местного рынка, быстрее всего загрузка росла в отелях, расположенных в курортных регионах, а также средствах размещения среднего ценового сегмента. По аналогичному сценарию ситуация развивается и в России: в условиях полузакрытых границ гостиницы заполняются в основном гражданами страны. Эта особенность текущего кризиса дает преимущество игрокам с широкой географией присутствия по стране, помогая им восстановиться быстрее конкурентов.
Являясь гостиничным оператором полного цикла, AZIMUT Hotels управляет гостиницами на основании контракта на управление или на правах долгосрочной аренды. Оператор берет на себя работы по подготовке к открытию и ребрендингу объектов, а после запуска занимается продажами, управлением номерным фондом, ресторанной службой, конференц-направлением, обучением персонала и дополнительными услугами, включая сдачи части площадей в аренду. Кроме того, все объекты AZIMUT Hotels используют единый центр бронирования, систему закупок и объединены программой лояльности, CRM-системой и многими другими сетевыми инструментами. Максим Бродовский не скрывает, что многое в работе отелей на фоне кризиса пришлось скорректировать, особенно в части снижения операционных затрат.
Хотя эксперт уверен: эффективно восстанавливать загрузку компании также помогает сила бренда, сформировавшая доверие гостей. «Подход к выбору отелей изменился, раньше на первом плане всегда была стоимость размещения, но теперь у гостей много опасений и переживаний за безопасность, а крупным сетям с точки зрения выполнения санитарных рекомендаций доверяют намного больше», — рассуждает Максим Бродовский. Хотя требований к управляющим компаниям при этом становится только больше. Гостиницам надо активно продвигать себя в ресурсах, ориентированных на внутрироссийскую аудиторию, а в коммуникации стоит делать упор на безопасность путешествий. Кроме того, во всех общественных зонах гостиниц, включая бары, рестораны, фитнес-центры, SPA и пр., необходимо внедрять и контролировать соблюдение правил социальной дистанции, в номерах нужно организовать качественное питание и быстрый интернет для работы. Также стоит предусмотреть возможность совмещения бизнес-поездки и «тура выходного дня» и сохранять взаимодействие с площадками и организаторами мероприятий даже несмотря на то, что восстановление рынка деловых мероприятий может занять до полутора лет.
Кризис наглядно показал, что только сетевой оператор может уверенно проходить глобальные рыночные потрясения. В текущих условиях многие владельцы понимают необходимость в привлечении профессионального управления от сетевого оператора для своих отелей. И к сети AZIMUT Hotels присоединяется новый отель в Туле, открытие которого планируется в начале 2021 года. Этот проект — первая брендированная гостиница в городе. Новая гостиница располагается в историческом центре города, в шаговой доступности от набережной реки Упы и Тульского кремля — визитной карточки города и памятника архитектуры XVI века. В AZIMUT Hotels рассчитывают, что портфель компании в ближайшее время пополнится и другими новыми объектами. «Нет никаких сомнений в том, что рынок профессионального управления и предоставления франшизы для гостиниц в России имеет огромный потенциал для развития. Есть много отелей, для которых привлечение крупного сетевого оператора позволит существенно улучшить финансовые показатели объектов и повысить их качество и узнаваемость на рынке»,- резюмирует Максим Бродовский.