Случай Навального притянуло к закону Магнитского
Сенаторы США предложили ввести против России всевозможные санкции
Группа американских сенаторов выступила с инициативой введения в отношении России целого ряда санкций — от персональных (включая лично затрагивающих президента РФ Владимира Путина и его родственников) до экономических. Законопроект будет передан на рассмотрение в Сенат и Палату представителей Конгресса США. В Москве тем временем по-прежнему категорически отвергают любые обвинения со стороны Запада в отравлении оппозиционного политика Алексея Навального и в использовании химического оружия и намерены подготовить ответный пакет ограничительных мер.
Американские сенаторы предлагают наказать Россию за нарушение международного права — отравление «оппозиционера и борца с коррупцией Алексея Навального» — и ввести санкции против «причастных к этому российских официальных лиц». С такой инициативой выступила группа политиков как из Демократической, так и из Республиканской партий США. В заявлении, опубликованном на сайте демократа Криса Кунса, сенаторы призывают власти США определить, «нарушил ли Кремль американское законодательство» об ограничении использования химоружия, а также заодно оценить финансовое состояние президента РФ Владимира Путина и его ближайшего окружения.
Что известно о состоянии Алексея Навального
В самом законопроекте (.pdf), текст которого также опубликован на сайте сенатора Кунса, предлагается следующее. Если документ вступит в силу, то в течение трех месяцев президент США должен будет представить Конгрессу доклад, в котором будет определен круг действующих или бывших российских чиновников, якобы причастных к «отравлению 20 августа 2020 года лидера российской оппозиции» или покрывавших позднее это отравление. Против них должны быть введены персональные санкции: им будет запрещен въезд в США, не будут выдаваться визы, а их счета, если таковые имеются, будут заморожены.
Кроме того, сенаторы предлагают президенту выяснить и в течение полугода подготовить доклад более деликатного характера — об источниках и величине личного имущества Владимира Путина и членов его семьи.
Наконец, сенаторы полагают: если президент США сочтет, что Москва действительно использовала химоружие, то дальнейшие шаги стоит предпринять в соответствии с законом о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения — этот документ предусматривает целый ряд ограничений вплоть до торговых, финансовых и дипломатических санкций.
Чтобы законопроект был одобрен, инициативу должны поддержать Сенат и Палата представителей США, а затем подписать глава государства.
Однако, по мнению главы комитета по международным делам Совета федерации Константина Косачева, «ответ Белого дома предопределен — вряд ли Вашингтон упустит повод обвинить Россию».
«Цель инициативы очевидна — подкрепить на уровне закона еще не существующий приговор по еще не проведенному следствию и в условиях отсутствия доказательств. То есть подтолкнуть следствие к предопределенному приговору вне зависимости от доказательной базы»,— отметил сенатор на своей странице в Facebook. «Любопытен призыв в документе к администрации США определить, нарушили ли российские власти международные соглашения о запрете использования химического и биологического оружия, а также представить отчет о финансовых делах президента России Владимира Путина и его "ближайшего окружения". Видимо, чтобы два раза не вставать,— добавил он.— Здесь та же логика: убедить общественность, что такие богатства есть. Неважно, что их не найдут, главное — что это прозвучало в очередном акте с громким названием». Зампред комитета по международным делам Совета федерации Владимир Джабаров сообщил агентству «РИА Новости», что готов лично предложить коллегам ввести ответные персональные санкции против тех сенаторов, кто инициировал этот законопроект, и тех, кто его поддержит.
Напомним, аналогичные ограничительные меры уже принимались в США ранее — по сути, властям США нет надобности принимать отдельный законопроект. Так, в нарушении прав человека в США обвинили фигурантов так называемого списка Магнитского, причастных (по версии Вашингтона) к гибели в 2009 году юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. В 2012-м в отношении фигурантов списка были введены персональные санкции. В 2018–2019 годах США дважды расширяли санкции в отношении РФ в соответствии с законом США о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения 1991 года (законом ХБО) — в связи с предполагаемым применением отравляющего вещества нервно-паралитического действия «Новичок» в ходе нападения на экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании. Санкции включали запрет на поставку продукции двойного назначения и ограничение долгового финансирования РФ американскими банками не в российской валюте.
Как развивалось дело Сергея Магнитского
В Москве тем временем продолжают отвергать любые обвинения в отравлении Алексея Навального и настаивать на том, что не получили никаких доказательств правомочности обвинений. Как заявил в интервью «Интерфаксу» постпред РФ при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александр Шульгин, даже если Россия ознакомится с выводами «кого бы то ни было», даже ОЗХО, принимать как данность их не будут до «тщательного изучения» российскими экспертами. Накануне ситуацию прокомментировал и глава МИД РФ Сергей Лавров. Он пожаловался, что в ОЗХО до сих пор не ответили на неоднократные российские запросы и несколько дней «морочили голову». «Немцы нас посылают в Гаагу (где находится штаб-квартира организации.— “Ъ”), Гаага нас посылает в Берлин. Достаточно интересная история, если брать в расчет западную приверженность международному праву»,— заявил он. Сам Алексей Навальный остается в ФРГ, по крайней мере до конца курса реабилитации, который займет еще как минимум несколько недель.
В том, что за отравлением оппозиционера последуют новые западные санкции, прежде всего персональные, уверены сейчас многие опрошенные “Ъ” эксперты и западные дипломаты. Однако по поводу обширных секторальных санкций в отношении РФ продолжаются дебаты.
Так, немецкий дипломат, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер ранее уже заявлял, что тотальный бойкот России из-за ситуации с Алексеем Навальным не самая лучшая идея.
«Мы нуждаемся в России в политике, в вопросах климата, Украины и во многих других сферах»,— объяснял он. «Мы должны воспринимать Россию серьезно. Ни к чему не приведет, если мы сейчас попытаемся из-за Навального и других печальных и ужасных событий возвести новую "стену" между Западом и Россией. Россия — наш большой сосед, есть шанс сотрудничать с Россией в сложных вопросах, и нужно использовать этот шанс»,— повторил он свою позицию в пятницу в интервью телеканалу N24.