К читателям газеты «Коммерсантъ»
День искупления
Дорогие друзья! 10 Тишрея по еврейскому календарю, в Йом Кипур, в синагогах всего мира собирается самое большое количество молящихся. В этом году по понятным причинам такого не произойдет, но тем не менее Йом Кипур остается днем, когда более всего ощущается единство еврейского народа, днем, незримо объединяющим нас всех: религиозных и светских, учителей и учеников, старых и молодых.
Йом Кипур трудно назвать ординарным праздником, ведь одновременно с праздничными смыслами он является и самым строгим постом в году. Этот день, состоящий из неукоснительных повелений и запретов, сам по себе становится скорее исключением, нежели правилом. Йом Кипур также называют Субботой суббот, и в самом деле во время этого дня действуют все ограничительные законы шабата. Но и в шабат, и в праздники мы обязательно устраиваем красивые и обильные трапезы, в этот же день не делаем даже глотка воды. В еврейском календаре есть 6 общественных постов, 5 из которых связаны с трагическими событиями, и только Йом Кипур является постом, установленным как знак величайшей духовной радости. Именно потому Йом Кипур единственный пост, который не переносится, если выпадает на шабат, отменяя даже запрет поститься в субботу. Так этот день таинственным образом изменяет человеческой логике традиций и следует лишь их Б-жественной, отражая только высшие метафизические смыслы, становясь квинтэссенцией духовности.
В Йом Кипур мы уподобляемся ангелам, в знак чего во многих общинах принято одеваться в белые одежды. Мы отказываемся от материальности, стараясь как можно дальше уйти от своей телесности и физиологии, мы проводим целый день в молитве. Начиная с одной из первых вечерних молитв в начале праздника — «Коль Нидрей», мы сразу задаем высокий эмоциональный градус и в течение последующего дня лишь увеличиваем его, доходя до самоотверженного произнесения «Шма, Исраэль» — «Слушай, Израиль», громогласно свидетельствуя посвящение своих помыслов, своих действий и своей жизни Творцу. Йом Кипур часто путают с днем раскаяния, хотя покаяние — это то, что предшествует ему. К моменту наступления праздника уже позади начавшийся в Элуле 40-дневный период подготовки и Дни трепета. Тогда мы были призваны глубоко проанализировать свои поступки, успеть попросить прощения у тех, кого обидели, исправить ошибки, сделать добрые дела. В Йом Кипур же мы входим такими, какими мы стали за этот год. Теперь другая задача — необходимо вспомнить, кто же мы есть на самом деле, вернуться к тому, что является нашим ядром, нашей сутью, нашим определением. И в пробуждении этого откровения и скрывается глубочайшая радость: каждый из нас создан «по образу Б-жьему» и хранит в себе «искру Б-жественности».
Именно «Кипур» — «Искупление» — слово, определяющее значение этого дня. Искупить — значит заслужить прощение. А если мы его не заслужили? И разве оно может быть равноценным для человека, который вчера вспомнил, что завтра хорошо бы сходить в синагогу, и для праведника, который, готовясь к этому дню, стремился к еще большому совершенству в своих делах и мыслях? Счастье, что день не называется Днем искупления людей, которые это заслужили. Но Всевышний дарует всеобщее искупление, Он видит в нас созданные Им чистые души и хочет, чтобы и мы также пробудили в себе свое подлинное «я», свое истинное предназначение. Сказано в Пророках: «Вернитесь ко мне, и Я вернусь к Вам». Согласно законам физики, если два объекта двигаются навстречу друг другу, то после их столкновения меньший объект последует за бОльшим. Йом Кипур — не только день очищения от грехов, но это День нашего духовного столкновения со Всевышним, благодаря которому в наступившем году мы устремляемся за Ним.
Хочу пожелать всем душевной гармонии, внутреннего согласия и, конечно, благословенного, доброго и светлого года!