Малый бизнес держится за трубу
«Опора России» просит Минстрой не ужесточать требования к теплосетевым организациям
Предложенные Минстроем критерии отнесения предприятий к теплосетевым организациям вызвали беспокойство у «Опоры России» — объединение опасается, что с рынка будут вытеснены добросовестные малые и средние компании, владеющие небольшими участками сетей. В Минстрое заверяют, что критерии еще дорабатываются, но в целом укрупнение участников рынка повысит надежность сетей и качество коммунальных услуг.
Предпринимательское объединение «Опора России» направило в Минстрой письмо (есть у “Ъ”) с просьбой пересмотреть выработанные этим ведомством требования к теплосетевым организациям (ТСО). Сейчас ТСО признается любая организация, владеющая частью такой сети; Минстрой разработал проект постановления правительства, ужесточающий критерии для получения этого статуса. Обоснование — «повышение надежности и качества оказания коммунальных услуг».
В ведомстве отмечают, что гарантированные источники финансирования этой деятельности в виде тарифов способствовали появлению «множества мелких, формальных ТСО, не обеспечивающих надлежащую эксплуатацию и аварийно-диспетчерское обслуживание». Такие организации, говорится в сводном отчете к проекту, особо не тратятся на ремонт сетей и «накапливаемая недофинансированность приводит к потребности в существенных средствах для его проведения, которых может не быть у таких компаний, и как следствие — к перекладыванию ответственности за поставку ресурсов от таких сетей на единую теплоснабжающую организацию».
Среди вводимых критериев, которым должны соответствовать ТСО,— владение не менее долгосрочного периода регулирования (как правило, около пяти лет) участком сети с непрерывной протяженностью не менее 20 км в двухтрубном исчислении (в городах с населением свыше 500 тыс. человек). В менее крупных городах (от 250 тыс. до 500 тыс.) протяженность сетей во владении должна быть не менее 3 км, в еще меньших населенных пунктах — не менее 250 м. Также у ТСО должна быть организована деятельность аварийно-диспетчерской службы.
Эти требования касаются не всех участников рынка — в список исключений, в частности, попали единые теплоснабжающие организации, государственные и муниципальные учреждения.
«Опора России» пишет, что критерии срока владения и протяженности сетей в крупных городах отсекают от рынка теплоснабжения значительное число добросовестных субъектов малого бизнеса, которые владеют небольшими участками и надлежащим образом их эксплуатируют. Такие организации утратят статус ТСО, не смогут работать и обанкротятся. Для отрасли, предупреждают авторы письма, эффект может оказаться обратным тому, чего ожидает Минстрой,— возможен рост количества аварий, вырастут риски срыва поставок тепла потребителям. Член президиума «Опоры России» Александр Павленко пояснил “Ъ”, что саму необходимость введения критериев для ТСО объединение под сомнение не ставит, но они должны убрать с рынка «действительно недобросовестных участников, а не просто небольшие компании».
Член комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин отмечает, что проект действительно направлен на укрупнение рынка, но это и правильно. По его словам, в развитых странах тепло- и водоснабжение — это естественные монополии. В России же встречаются ситуации, когда, например, водоканал в городе владеет 80% сетей, а 20% принадлежат частным компаниям, при этом на них приходится 40% от общего тарифа. «То, что сети находятся в разных руках, создает большую техническую проблему, поскольку в случае аварий на участке, принадлежащем частным лицам, возникает вопрос, кто его будет ремонтировать и за чей счет»,— говорит эксперт.
В Минстрое вчера не смогли пояснить, поступило ли в ведомство письмо «Опоры», но отметили, что проект постановления пока находится «в стадии разработки, а критерии обсуждаются с экспертным сообществом».