Частный бизнес приближается к космосу
Как «Роскосмос» может взаимодействовать с компаниями
Частная российская космонавтика оказалась на шаг ближе к контрактам от «Роскосмоса». Поводом для оптимизма стало участие компании «КосмоКурс» в конкурсе на создание ракеты-носителя. «Роскосмос» впервые допустил до него частное предприятие. Стартап соперничал с Центром Хруничева и самарским «Прогрессом». Получить контракт на 407 млн руб. «КосмоКурсу» в итоге не удалось. Но собеседники “Ъ FM” отмечают: этот прецедент говорит о том, что политика «Роскосмоса» изменилась. Тему продолжит Юлия Жданова.
Новости о том, что частную космическую компанию из России впервые допустили к крупному конкурсу, вызвали волну одобрения у пользователей Сети и даже у конкурентов. Российскую компанию «КосмоКурс» смело сравнивают со SpaceX Илона Маска из-за того, что она тоже разрабатывает многоразовую ракету и космический корабль для туристов.
Но радость была недолгой. В этот же день стало известно, что «КосмосКурс» контракт на создание эскиза ракеты-носителя не получит, хотя их проект был в два раза дешевле, чем у конкурентов. По сути, проблема заключалась в формальностях, пояснил генеральный директор «КосмосКурса» Павел Пушкин: «Было требование по квалификации участников, сколько докторов и кандидатов наук в составе компании в штате. Мы по договору подряда не хотим никого подгружать под эту работу, ради того, чтобы баллы получить. И второй пункт — опыт, сколько за последние 10 лет участник конкурса получал и успешно закрывал работы по линии государственного заказа. А у нас ни одной государственной копейки до этого момента не было. Естественно, мы тут получаем тоже ноль. Вот и все».
Нехватку квалифицированных кадров как одну из главных проблем выделяет и генеральный директор частной компании «Спутникс» Владислав Иваненко. Но, по его оценкам, прецедент с «Космокурсом» говорит об изменении политики «Роскосмоса»: «Стоимость входа достаточно высокая — это десятки, сотни миллионов, поэтому попасть в эту нишу достаточно сложно. Для того чтобы работать со сложными технологиями, нужен как минимум персонал, который в этом разбирается, высококвалифицированные специалисты и очень высокооплачиваемые. Мы будем участвовать в государственных космических программах, потому что нам есть что предложить, мы готовы даже нести технологические и финансовые риски. И очень отрадно, что “Роскосмос” это начинает понимать».
Сейчас в России всего несколько десятков частных компаний, которые могут выпускать космическое оборудование. Но пока небольшой опыт сотрудничества с «Роскосмосом» складывался не всегда удачно. Участники рынка отмечают показательный пример с Dauria Aerospace. Эта частная компания впервые получила заказ от госкорпорации на производство космических аппаратов. Их удалось вывести на орбиту, но связь с ними пропала. В итоге «Роскосмос» подал иск к компании за утраченные спутники, и Dauria была вынуждена признать себя несостоятельной. Этот пример до сих пор отталкивает частные компании от крупных госконтрактов, отмечает популяризатор космонавтики Виталий Егоров: «Если мы будем говорить про производство конечных изделий, спутников или ракет, таких компаний можно насчитать несколько десятков. Тех, которые производят космические аппараты и ракеты на свои инвестиции, вообще, наверное, меньше десятка. Все решается по формальному признаку: если есть все необходимые лицензии, в принципе, можно подавать заявку. Частные компании могут снимать какие-то издержки серьезной и планомерной программы поддержки и развития.
Наших частников в космосе нет».
Из-за трудностей, которые возникают при попытке сотрудничества с госструктурами, многие просто отправляются за рубеж. Так, основатель и владелец частной компании «Галактика» Алия Прокофьева перевела свои стартапы из России в США и отмечает, что на этом рынке больше перспектив: «Сфокусировалась на американском рынке. Все три российских стартапа я закрыла и продала, передислоцировала все свои усилия на Америку, потому что там все намного проще с точки зрения инвестиций, развития проектов, получения поддержки. За полтора года, что мы развиваем деятельность там, у меня есть поддержка от NASA, от MIT, без каких-то там суперсвязей».
Зачем SpaceX планирует строительство курорта
В «Роскосмосе» ранее сообщили “Ъ FM”, что готовы работать с бизнесом, особенно в плане консультаций, создания научных центров, пусковых услуг на сверхлегких ракетах. Но в госкорпорации пояснили, что такое сотрудничество только планируется, поскольку компании находятся «на стадии становления».
Не только «КосмоКурс», но и другой российский стартап, «Стратонавтика», занимается проектом в сфере космического туризма. Компания, в частности, разрабатывала технологию, которая должна доставлять людей в стратосферу с помощью шаров с гелием. В этом году она начала консультировать «Роскосмос» по вопросам развития суборбитальных полетов.