Нельзя же так взять — и отменить
Бизнес-омбудсмен снова просит правительство смягчить отказ от режима ЕНВД
В условиях вынужденного перехода бизнеса с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на другие налоговые режимы в 2021 году уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в Белый дом пакет предложений по смягчению этого процесса. В частности, в них идет речь о снижении ставок по упрощенной и общей системам налогообложения и повышении доступности патентной системы и режима для самозанятых. Часть инициатив ранее уже обсуждалась экспертным сообществом и не нашла поддержки властей. Впрочем, в Белом доме рассматривают возможность корректировки действующих и создания новых налоговых режимов для малого бизнеса — инициативы войдут в обновленный нацпроект.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил главе правительства Михаилу Мишустину письмо с предложениями скорректировать действующие для бизнеса налоговые режимы из-за отмены ЕНВД с 2021 года (см. “Ъ” от 8 августа). Напомним, что налог уплачивается с вмененного предпринимателям фиксированного дохода вне зависимости от реальных показателей, из-за чего бизнес часто использует режим для сокрытия доходов, указывали в Минфине. По оценкам правительства, совокупная налоговая нагрузка по ЕНВД составляет лишь 0,8%, поэтому его отмена приведет к ее росту сразу в 1,5–10 раз в зависимости от нового режима. Сейчас переход возможен на упрощенную, патентную, общую системы налогообложения и специальный режим для самозанятых.
Во избежание резкого ухудшения условий ведения бизнеса господин Титов предлагает повысить порог выручки по «упрощенке» со 150 млн руб. до 300 млн руб. и средней численности работников — со 100 до 150 человек, а при переходе с ЕНВД на три года ввести льготную ставку 3% против 6% (налоговая база «доходы») и 7,5% против 15% («доходы минус расходы»).
Доступность патентов предлагается повысить, увеличив допустимую численность работников для этих режимов с 15 до 30 человек.
Режим с единой ставкой 6% от потенциально возможного дохода действует для ИП в сферах услуг и розничной торговли с годовой выручкой до 64 млн руб. Пороги налогового режима для самозанятых (4% и 6% при работе с физлицами и юрлицами соответственно) также предлагается изменить, установив ограничение по годовому доходу в 200 региональных МРОТ вместо нынешних фиксированных 2,4 млн руб. При этом в аппарате бизнес-омбудсмена настаивают на разработке ограниченного перечня разрешенных видов деятельности для самозанятых, чтобы сократить случаи перевода компаниями постоянных сотрудников с трудовых договоров на этот режим. Для компаний, переходящих с ЕНВД на общую систему налогообложения, в качестве временной меры предлагается вдвое понизить ставку по налогу на прибыль (до 10%).
Прохождение инициатив уполномоченного по защите прав предпринимателей в ближайшее время маловероятно: в частности, правительство ранее отказалось от идеи повышения порогов по «упрощенке» до 300 млн руб., разрешив бизнесу возвращаться к режиму в случае незначительных превышений показателей (см. “Ъ” от 8 июля).
При этом отдельные инициативы за нецелесообразность критикуют и коллеги омбудсмена по деловым объединениям: так, расчет доходов по МРОТ может повлечь перерегистрацию бизнеса в регионах с более высокими ставками для сокращения налоговой нагрузки (в Москве МРОТ с 1 октября составит 20,3 тыс. руб. при федеральном уровне 12,1 тыс. руб.).
Впрочем, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, правительство работает над созданием условий по «упрощенке» и патенту «не хуже, чем по отменяемому ЕНВД». Также в планах разработка промежуточных налоговых режимов для плавного изменения нагрузки на растущий малый бизнес — инициативы будут погружены в обновленный нацпроект по МСП.