Плачь, мальчик!
Эмоции не для всех
Чем опасна традиционная маскулинность
Экстрасенсы в какой-то там очередной телебитве выясняли, из-за чего выбросился из окна мужчина по имени Сергей. Они всматривались в магические шары, били в бубен, сопели, пыхтели, вращались вокруг своей оси и хватали за руку вдову: «Сосредоточьтесь! Сейчас его дух будет говорить! У-у-у-у…» По всему выходило, что Сергея столкнула вниз какая-то сущность — вроде как двоюродный дед, которого похоронили не под березой, как он просил, а под осиной, вот он и осерчал на родственников. Да и квартира, в которой Сергей жил, честно сказать, нехорошая — прошлые соседи ее своей аурой загрязнили. И вообще на Сергее было проклятие. Порча. Надо снимать, а то на остальных членов семьи перекинется.
С Сергеем и вправду что-то было не так. В последние месяцы он мало спал, у него были большие проблемы на работе и с детьми от первого брака. Он стал замкнутым, нервным, писал депрессивные стихи, иногда жена замечала слезы в его глазах. «Но ничего не предвещало! — причитает эта женщина теперь в программе.— Ничего абсолютно!»
Мужчины редко обращаются за психологической помощью. Ну не хотят! Проблема эта общая для всего Европейского региона: мужчины здесь, если верить Всемирной организации здравоохранения, составляют лишь 20 процентов клиентов психиатрических учреждений. А значит, живут с недиагностированными расстройствами психики. Терпят, потому что мальчики не должны плакать. Мальчики «снимают стресс» алкоголем, подавляют все свои эмоции и лучше с подоконника седьмого этажа прыгнут, чем признаются кому-нибудь, а особенно доктору: «Я больше не могу», «Я устал», «Мне тяжело», «Невыносимо».
И прыгают. Мужчины-европейцы в 3 раза чаще, чем женщины, кончают жизнь самоубийством. А в России — в 4,5 раза чаще. В Докладе «Психическое здоровье, мужчины и культурные традиции», недавно опубликованном Европейским бюро ВОЗ, сказано, что именно традиционная маскулинность негативно влияет на здоровье мужчин. Сильный пол так боится показаться слабым, что почти не обращается за помощью ни к специалистам, ни к близким людям: ведь в соответствии со стереотипными представлениями о маскулинности нюни распускать нельзя. А так как в нашей стране с патриархальными традициями все еще полный порядок, то вот и результат. Патриархат бьет по нашим мачо едва ли не сильнее, чем по женщинам.
«Как свидетельствуют фактические данные, собранные в России, среди мужчин бытует мнение, что, если ты сам не справляешься со своими трудностями, значит, ты не "настоящий мужчина",— написано в связи с Докладом и на сайте Организации Объединенных Наций.— А если пошел к психологу или психиатру, то, значит, вообще "слабак". Таким образом они лишают себя возможности адекватно разобраться в ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно. Это оборачивается новыми психологическими проблемами: мужчины часто испытывают чувство стыда, вины и безысходности, угрызения совести. Им свойственны депрессивные реакции, ощущение одиночества и отсутствия смысла жизни».
Наши мальчики остаются один на один со своими тревогами, сомнениями, страхами и отчаянием. Они буквально раздавлены непосильной ношей психологических проблем. Им даже неоткуда ждать сострадания, потому что общество уверено: их не надо жалеть. Чай, не кисейные барышни.
А может, пора уже и пожалеть? Убедить сходить к врачу, если дело плохо? Ведь иногда и магические шары не нужны, чтобы это понять.