«Россия теряет влияние на ближайших соседей»
Дмитрий Дризе — об обострении конфликта в Нагорном Карабахе
Армения и Азербайджан оказались на пороге полномасштабной войны. Россия пока ограничилась призывами к миру. Конфликт Еревана и Баку в Нагорном Карабахе всерьез обострился накануне. Все стороны перешли на военное положение, Армения и непризнанная республика объявили всеобщую мобилизацию. Армянский премьер-министр Никол Пашинян призвал мировое сообщество не допустить участия Турции в конфликте. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва рискует окончательно утратить влияние на Южном Кавказе.
Прошло два месяца со времени очередного обострения между Арменией и Азербайджаном. Причем противостояние проходило и во многих городах мира, включая Москву. Горячие парни били друг друга, громили машины, кафе-рестораны, принадлежащие противной стороне. Но, тогда как-то само улеглось. Немножечко постреляли, друг друга поколотили и разошлись. Но вот опять. На этот раз уже говорят о большой войне. Боевые действия ведутся в Карабахе — это непризнанная республика не входит в ОДКБ, поэтому формально поводов для вмешательства Кремля нет. Стороны рапортуют о военных успехах, обвиняют друг друга в гибели мирных жителей. Одни успешно наступают, другие организованно обороняются.
А что же Россия? Традиционно выражает обеспокоенность. Сообщается о телефонных переговорах Сергея Лаврова и с теми и с другими. Звучат призывы к миру. Но при этом заметно, что со дня последнего обострения не было сделано ничего, чтобы как-то предотвратить дальнейшую эскалацию. А ведь это только кажется, что нас это не касается. Усиливается влияние Турции, которая готова оказывать помощь азербайджанским братьям. Уже есть сценарии переброски протурецких наемников с Ближнего Востока. Возрастает угроза распространения конфликта на российский Северный Кавказ, где высокий уровень бедности и коррупции — благоприятная почва для боевиков и террористов. Далеко не все стабильно в Чечне, не урегулирован до конца конфликт в Южной Осетии и Абхазии.
А что же является приоритетом нынешней российской внешней политики на текущем этапе? Москва отбивается от западных партнеров, которые требуют расследовать дело Алексея Навального. Так, кажется, что изобличение происков Запада, в частности, преступных планов Америки,— это единственное направление, на котором ведется активная работа. А еще мы против внешнего вмешательства в дела Белоруссии.
Тем временем Россия теряет Сербию. Нет, не из-за многозначительных выводов Марии Захаровой. А потому, что Дональд Трамп и ЕС сумели усадить Белград и Приштину за стол переговоров. И эти механизмы работают. Россия рискует потерять Белоруссию из-за упорной поддержки Александра Лукашенко, который утратил доверие собственных граждан. Про Украину можно и не напоминать — там давно все ясно.
И вот Армения, которая считается главным союзником России на Южном Кавказе, ее духовным собратом. Да и Азербайджан не чужой: большая влиятельная диаспора, исторические связи. И экономический интерес присутствует, даже больший, чем в Армении — как-никак нефтяная держава.
Создается такое впечатление, что мирить армян и азербайджанцев будут те же Эмманюэль Макрон, Трамп и Ангела Меркель. Зато мы пять лет воюем в Сирии, присутствуем в Ливии, помогаем Николасу Мадуро в Венесуэле.
А что касается Еревана и Баку, здесь заметна даже некая обида или раздражение: слишком независимые в последнее время стали. А если так, сами и разбирайтесь. Это не лучшая позиция. Так вы предложите хоть что-нибудь, созовите конференцию по Карабаху. Долгие переговоры все-таки лучше, чем война. Так нет.
Ваш браузер не поддерживает видео
С другой стороны, российское военное вмешательство — это самый худший вариант. Не хватало еще сейчас влезть в масштабную войну. Как бы то ни было, вывод неутешительный: с каждым днем Россия все больше теряет влияние на ближайших соседей, да и не только на них одних. Собственно, время для начала войны в выбрано удачно — Москва завязла в противостоянии с Западом, в белорусских и своих собственных проблемах.
Почему так происходит? Нужно, наверное, определиться с приоритетами, с кем мы — с Лукашенко и Мадуро — или все-таки хотим остаться респектабельным и цивилизованным государством. Если же оставить все как есть, значит, будем и дальше терять союзников и сферы влияния. А друг Реджеп Тайип Эрдоган продолжит восстанавливать историческую справедливость в лице великой Османской империи.
Что нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе
Ключевые моменты противостояния Азербайджана и Армении