Антиквариат повернули лицом к будущему
Biennale Paris открылась в Christie`s
В парижской штаб-квартире аукционного дома Christie`s открылась заглавная выставка Biennale Paris, представляющая Биеннале антикваров в невиданном ранее формате. Это лишь витрина недели, в которую 42 галереи из 8 стран показывают по своим парижским адресам более 90 произведений. Это и есть нынешняя Биеннале. 8 октября она закончится большой продажей в сети, которую проведет аукционный дом, планирующий выручить от €7 млн до €10 млн. О выставке — корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
У бывшей Биеннале антикваров что ни день, то новости. Сначала став ежегодной, затем поменяв название на Biennale Paris, она открывалась обычно в сентябре в лучшем выставочном зале Парижа — центральном нефе Гран-Пале. Но вирус заставил заменить одну общую выставку серией малых в галереях-участницах, которые в эти дни сами проводят у себя экспозиции, представляя вещи, которые они с начала года готовили к Biennale Paris. И поскольку не все парижане живут просторно и обладают своими выставочными площадями, а в списке участников есть (хотя и в небольшом числе) галереи из других городов и стран, выставку гостей столицы приютил Christie`s, ставший партнером Биеннале.
Комнаты на втором этаже аукционного дома никак не заменят, конечно, двухсотметровую перспективу главного нефа Гран-Пале. Понимая это, организаторы собрали здесь лишь десять галерей и не более двух десятков экспонатов, показав их, впрочем, со всем возможным придыханием. Антикварам есть чему поучиться у аукционистов, задача которых подать предмет в наилучшем виде перед торгами.
Выставку открывали директор французского Christie`s Сесиль Вердье и специалисты аукционного дома вместе с президентом Биеннале Жоржем Де Жонкером. В первом зале представленная его женевской галереей De Jonckheere небольшая картина «Лето: жатва» Питера Брейгеля Младшего, предварительно оцененная в €400–600 тыс., соседствует с таиландской головой Будды XV века. Бронзовая скульптура стиля У Тонг принадлежит парижской галерее Hioco и продается за €40–60 тыс. Как рассказала специалист по азиатскому искусству Christie`s Камилла де Фореста, аукционисты надеются на китайских покупателей, в последние годы охотящихся на изображения будд из разных уголков Азии. Серебряные ведерки для шампанского со столов Жерома Бонапарта (Costermans & Pelgrims de Bigard — €100–150 тыс.) мирно уживаются с деревянным подголовником конголезского племени яка из брюссельской галереи африканского искусства Bernard De Grunne, стоящим €60–80 тыс.
Измученным карантином большим семьям бременская Galerie Neuse предлагает бронзовую скульптуру XVII века, изображающую Сатурна, пожирающего детей (€150–250 тыс.). Та же галерея привезла в Париж круглый столик красного дерева 1803 года (€200–300 тыс.), сделанный в Петербурге мастером Гамбсом по эскизам архитектора Андрея Воронихина. Специалист по европейской мебели и прикладному искусству Симон де Монико специально остановился на истории этого подарка царя Александра I королевской семье Пруссии для их дворца на берлинской Унтер-ден-Линден.
Среди других выставленных в Christie`s чудес — деревянная маска египетской мумии 1070–525 до н. э. из венской галереи Ariadne за €70–90 тыс. и бронзовая китайская ваза XVIII века времен династии Цин c позолотой и перегородчатой эмалью из брюссельской галереи Gisele Croes за €20–30 тыс.
Собравшихся больше всего интересовало, кто выиграет от нового альянса — антиквары или аукционный дом — и почему среди выставленных вещей нет сверхдорогих и сверхредких предметов, которыми некогда славилась Биеннале антикваров. Большинство считало, что союз выходит не совсем равноправный даже в назначении эстимейтов: если тактика антикваров — максимальная цена в расчете на дальнейшую торговлю, аукционисты занижают старт, чтобы привлечь больше покупателей.
«Эта продажа рассчитана не на миллиардеров, а на любителей искусства, коллекционеров завтрашнего дня,— защищал свою позицию Жорж Де Жонкер.— В нынешних обстоятельствах нам оставалось либо сложить руки, либо искать новые формы».
Антикварам жаль было потерять подготовку к Биеннале 2020 года, к тому же их вдохновили результаты, которые в последние месяцы на фоне отсутствия реальных художественных ярмарок показывают онлайн-продажи. Президент Biennale Paris надеется на 300 тыс. клиентов Christie`s, которые могут собраться на аукцион, оставаясь при этом у себя дома.
«Не жалеете, что руководители Art Paris осмелились провести очную выставку, утащили у вас аудиторию и заняли ваше время в Гран-Пале?» — спросил я Де Жонкера. «Мы отказались от этих дней, у нас совсем другая ситуация и другая клиентура,— ответил он.— Готовить международную выставку, не зная, смогут ли прилететь участники, сможем ли мы принять многомиллионные вещи, не закроют ли все страны на карантин, было бы верхом безответственности. Мы надеемся на следующую осень, на 40-ю Биеннале в новом, временном Гран-Пале. Встретимся на Марсовом поле и посмотрим, кто был прав».