«Искру-Авигаз» несет в столицу
Активы предприятия на Бродовском тракте купила предприниматель из Москвы
Значительную часть имущества банкротящегося АО «Искра-Авигаз» приобрела 26-летняя ИП из Москвы Мария Изюмцева. На торгах она выкупила 72 единицы имущества за 282,2 млн руб. По данным „Ъ-Прикамье“, покупатель может действовать в интересах бывшего топ-менеджмента предприятия, до банкротства контролировавшего завод, а на самой площадке может возобновиться производство газотурбинной техники для нужд «Газпрома». Участники рынка и эксперты считают этот вариант маловероятным. При этом покупателю могли приглянуться, прежде всего, производственные помещения, которые, по мнению специалистов, были приобретены по минимальной рыночной цене.
Конкурсный управляющий АО «Искра-Авигаз» Алексей Харланов опубликовал отчет о результатах торгов по реализации имущества предприятия. Как следует из документа, значительная часть производственного и вспомогательного оборудования предприятия была выкуплена московским индивидуальным предпринимателем Марией Изюмцевой (1994 г.р.). Госпожа Изюмцева приобрела 72 единицы имущества обанкротившейся компании за 282,222 млн руб. Помимо оборудования, в состав выставленного на торги лота были включены нежилые помещения в пятиэтажном здании по Бродовскому тракту, 11б площадью 14 877 и 2014 кв. м, а также здания теплой стоянки площадью 3,6 тыс. кв. м. Кроме того, туда вошли три земельных участка площадью 4,5 га, 3,84 и 0,2 га, которые тоже находятся на Бродовском тракте, а также участок автодороги к производственному корпусу и внутренние проезды по территории предприятия.
Имущество в составе этого лота было выставлено на торги в форме публичного предложения в июне текущего года. Его начальная цена была определена в размере 828,33 млн руб. Каждые пять рабочих дней цена снижалась на 10%. Госпожа Изюмцева была объявлена победителем торгов 21 сентября. О Марии Изюмцевой известно, что она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя в 2015 году, а через два года перерегистрировала ИП в Москве. Ее имя фигурировало в СМИ в начале прошлого года в связи с продажей помещения магазина по ул. Революции, 38. Госпожа Изюмцева была владельцем этого актива и планировала выручить за него 200 млн руб. Сейчас, по данным источников, она занимается управлением недвижимым имуществом.
АО «ОГТ „Искра-Авигаз“» (ранее — ЗАО «Искра-Авигаз») входило в число основных участников программы «Урал-Газпром», предусматривающей сотрудничество пермских предприятий в области создания наземных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 2,5–25 МВт, разработки газоперекачивающих агрегатов на базе ГТУ мощностью 10–25 МВт и электростанций на базе ГТУ мощностью 2,5–4 МВт. 75% акций контролировала замгендиректора АО Ирина Трефилова, 24% — ОДК. В 2016 году у ранее успешного в финансовом плане предприятия начались проблемы с заказами. Этому предшествовало предъявление претензий по неуплате налогов от ФНС и возбуждение в СКР уголовного дела в отношении руководителей предприятия. В результате в процедуру банкротства вошли как АО «Искра-Авигаз», так и ее директор Виктор Пыхтеев.
В ходе рассмотрения дела о банкротстве внешний управляющий ходатайствовал перед судом о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления. Против этого выступили представители ОДК, структуры которой владели 24% общества. В итоге «Искра-Авигаз» вошла в процедуру конкурсного производства. Как следует из отчета управляющего, имущество должника было оценено в 1,2 млрд руб. (из них 1 млрд руб. — недвижимость), а его долги перед реестровыми кредиторами составили 2,662 млрд руб.
Знакомые с ситуацией источники говорят, что производственное оборудование могло быть выкуплено в интересах неких машиностроителей, которые намерены работать с «Газпромом». Данные интересантов собеседники „Ъ-Прикамье“ раскрыть отказались. Один из экс-руководителей промышленного предприятия, занимающегося поставками оборудования для «Газпрома», убежден, что если новые собственники оборудования решат снова работать с газовым гигантом, то зайти на рынок им будет непросто. «Нельзя сказать, что он на 100% поделен, но после прекращения АО „Искра-Авигаз“ производственной деятельности их ниша была занята»,— отмечает он. По словам собеседника „Ъ-Прикамье“, вся продукция, которую приобретает «Газпром», должна пройти сертификацию по стандартам организации. «При наличии политической поддержки со стороны краевых властей можно попробовать договориться о поставках лидерной партии, после чего получить все необходимые сертификаты,— полагает источник,— но это будет длительный процесс, который займет не менее полутора лет». Он напоминает, что для организации производства необходимо разработать и защитить техническую документацию, хотя ее можно и приобрести на торгах по реализации имущества «Искры-Авигаз». В то же время, промышленник считает, что часть производственного оборудования можно продать на вторичном рынке. «Конечно, цена зависит от его состояния, но, например, мы в свое время рассматривали возможность приобретения оборудования, которое задействовано в изготовлении компрессоров, но дальше разговоров дело не пошло, так как имущество было выставлено на продажу единым лотом»,— говорит собеседник „Ъ-Прикамье“. Также он отмечает, что покупателям прежде всего могут быть интересны помещения, которые находятся недалеко от железной дороги, в транспортно-доступном районе. «Судя по всему, основная часть стоимости лота — недвижимость»,— предполагает он.
Отметим, что в сентябре еще один лот с имуществом должника выкупила жительница Рязанской области Евгения Маркова за 20 млн руб. В его состав, помимо производственного оборудования, входила и техническая документация, касающаяся ГТУ и ГТЭС различной мощности, а также патенты на ряд изобретений.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев оценивает возможность появления нового участника рынка, специализирующегося на поставке «Газпрому» газотурбинного оборудования, как невысокую. «ОДК уже выстроила систему по производству этой продукции, которая включает как производство силовых установок, так и пэкиджирование. Теоретически можно было бы предположить, что в случае серьезного роста заказа корпорация будет приобретать новые площадки, но пока ей хватает и своих производственных мощностей»,— говорит эксперт. По его словам, опять же теоретически, возможно создание ГТУ на основе иностранных двигателей, но в данный момент «с одной стороны, в отношении нашей страны введены санкции, а с другой — объявлен курс на импортозамещение».
Финансовый директор ГК «РИАЛ» Марина Медведева говорит, что производственные помещения были куплены «по минимальной границе рыночной цены». «Она зависит, в том числе, и от того, есть там оборудование или нет, а также от его состояния,— отмечает госпожа Медведева.— Если состояние оставляет желать лучшего, то оно, наоборот, может стать обременением, так как, например, на те же краны необходимо получать сертификаты соответствия нормам безопасности».