Искусству обоюдно обрадовались
В Воронеже завершился десятый Платоновский фестиваль
Перенесенный из-за пандемии коронавируса с лета на осень десятый Платоновский фестиваль искусств в Воронеже завершился на минувших выходных. Он стал первым в России крупным культурным форумом, прошедшим после вызванных распространением COVID-19 ограничений. Фестиваль претерпел значительные изменения как в программе — международная часть прошла в видеоформате, а альтернативой зарубежным постановкам стали воронежские спектакли, — так и по показателям: бюджет проекта сократился почти вдвое до 51 млн руб., а количество посетителей составило около 40 тыс. человек. По словам худрука Михаила Бычкова, Платоновфест состоялся «к обоюдной радости публики и участников». В дирекции надеются, что 11-й форум пройдет в июне 2021 года.
Фото: Андрей Парфенов / Планотовфест
Десятый Платоновский фестиваль искусств в Воронеже завершился 27 сентября показом спектакля «Рыцарь пламенеющего пестика» московского драмтеатра имени Пушкина. Эта кажущаяся поначалу легкомысленной комедия о том, как три обычных зрителя активно вмешиваются в идущую на сцене концептуальную постановку, стала ярким высказыванием о конфликте художника и публики. В эпоху коронавируса, когда далеко не все зрители хотят пойти в театр поразмыслить, но больше чтобы отдохнуть, это высказывание приобрело дополнительную актуальность.
Спектакль был включен в программу фестиваля в конце июля, когда уже были отменены концерт трех зарубежных классических музыкантов и вся программа «Музыка мира». Тогда же впервые в истории форума был анонсирован «Воронежский кейс» — специальная программа для арт-директоров других фестивалей, представляющая лучшие местные спектакли последних двух сезонов. А в середине августа дирекция Платоновфеста сообщила о том, что в этом году из-за неясной ситуации с открытием границ зарубежные участники на фестиваль не приедут. Международную часть форума удалось сохранить благодаря впервые опробованному формату видеопоказов.
По мнению худрука фестиваля Михаила Бычкова, решение до конца отстаивать возможность проведения фестиваля, несмотря на все сложности, было правильным: «В этот раз я услышал в равной степени и от зрителей, и от участников, как долго они ждали. Фестиваль состоялся к обоюдной радости публики и участников». Идею видеопоказов он назвал плодотворной, а формат «Воронежского кейса» планирует еще доработать. «Театр — это не культурный досуг, как для героев "Рыцаря пламенеющего пестика". Театр — это серьезный социальный институт. За десять лет мы пришли к тому, чтобы не просто стремиться во что бы то ни стало какие-то известные коллективы привозить. Мы находимся немного на другой стадии. Коллеги из театра имени Пушкина сказали: чувствуется, что фестиваль существует десять лет — реакции воронежцев более тонкие, менее потребительское отношение к театру. Мы гордимся сделанным», — отметил Михаил Бычков.
Директор Платоновского фестиваля Любовь Пристинская рассказала, что отсутствие зарубежных участников привело к почти двукратному снижению бюджета: траты на сам фестиваль, не считая расходов дирекции, составили около 51 млн руб. В прошлом году бюджет форума превысил 100 млн руб. Сократилось и количество зрителей: в этом году на мероприятия фестиваля пришло более 40 тыс. человек. «У нас еще работают выставки, когда закроются, сможем назвать более точную цифру», — пояснила госпожа Пристинская. В последние годы события Платоновфеста, в том числе множество отмененных в этом году из-за коронавируса бесплатных массовых, посещали 80–100 тыс. человек. По количеству посетителей в 2020-м фестиваль оказался на уровне 2013-го.
Заполняемость театральных и концертных залов составила 94%. Это стало возможным благодаря решению властей сохранить полную рассадку на события Платоновского фестиваля. Вне его рамок она составляет 50%. Как пояснила Любовь Пристинская, на некоторые мероприятия все билеты были раскуплены еще зимой, а организация дополнительных показов для обеспечения половинной рассадки требует и очередных расходов.
Несправедливо считать именно театральные и концертные пространства зонами повышенной опасности. Люди без всякой рассадки едут на спектакли в забитых маршрутках. Видимо, театр в сознании каких-то принимающих решение людей все-таки, наверное, остается чем-то необязательным», — добавил Михаил Бычков.
Худрук надеется, что следующий фестиваль пройдет в 2021 году традиционно в начале июня. Михаил Бычков не исключил, что удастся привезти и часть отмененных зарубежных спектаклей: «Есть идеи, которые не повторяют несостоявшуюся программу, но надеемся, что часть все-таки к нам доберется. Есть горячее желание привезти спектакли Кристианы Жатахи, продолжить сотрудничество с компанией хореографа Анжелена Прельжокажа и Новым Рижским театром. Но, надеюсь, удастся также значительно обновить и расширить программу», — рассказал господин Бычков. У дирекции из-за перенесенного фестиваля остается меньше времени на подготовку следующего. «С одной стороны, работать придется несколько аврально, с другой — без ответов остаются многие вопросы. Например, Metropolitan Opera отменила сезон вообще, а кто-то не откроется до 1 января. У нас даже нет возможности поехать и посмотреть спектакли, хотя осень — самое время для этого. Так что мы учитываем новые обстоятельства», — резюмировал Михаил Бычков.
Фотогалерея
Как прошел десятый Платоновский фестиваль
Изначально Платоновский фестиваль планировалось провести в рекордное количество дней с 5 по 21 июня. Из-за коронавируса форум решено было перенести на 13–27 сентября
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Вызванные коронавирусом обстоятельства привели к тому, что сначала были отменены несколько концертов, включая всю программу «Музыка мира», а потом и вовсе все мероприятия с зарубежными участниками. «За менее чем месяц до начала мы точно понимаем, что невозможно оформить всем участникам визы и приобрести авиабилеты. Поэтому в фестивале примут участие только российские коллективы», — рассказывал в середине августа худрук фестиваля Михаил Бычков
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Впервые на фестивале был представлен видеоформат: в пространстве «1900» желающие бесплатно могли посмотреть записи зарубежных опер, драматических и хореографических спектаклей. На фото балет «Белоснежка» в постановке французского хореографа Анжелена Прельжокажа
Фото: JC Carbonne / preljocaj.org
Как правило, Платоновский фестиваль открывается спектаклем. Губернатор Александр Гусев разрешил концертно-театральную деятельность с 14 сентября, поэтому в этом году форум открылся выставками в музее имени Крамского. Обе открыты до 4 октября, их можно посетить по единому билету
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
На первом этаже выставочного зала представлены работы близких к авангарду супругов Александра Древина и Надежды Удальцовой из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Тульского музея изобразительных искусств
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
На втором этаже разместилась экспозиция погибшего в начале Великой Отечественной войны, но успевшего прославиться фотографа Михаила Прехнера из собрания Мультимедиа Арт Музея. Обе выставки открыты до 4 октября, их можно посетить по единому билету
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Кроме того, 15 сентября в галерее Камерного театра открылась выставка художника Сергея Баранова «Котлован», вдохновленная одноименной повестью Андрея Платонова. Ее можно посмотреть бесплатно до 14 октября
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Несмотря на официальное открытие 13 сентября, 14 сентября состоялась и торжественная церемония, предварявшая показ спектакля Омского драмтеатра «Время секонд хэнд»по документальной повести лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Постановку на фестиваль привезли в рамках сотрудничества с театральной премией «Золотая маска»: в 2019 году омский спектакль стал номинантом сразу по пяти направлениям, а премию за лучшую женскую роль второго плана получила народная артистка РФ Валерия Прокоп
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
На входе на события Платоновфеста всем посетителям измеряли температуру, а также выдавали фирменные защитные маски. Активные любители искусства могли собрать весь набор, состоящий из пяти разноцветных масок
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Еще одно новшество фестиваля — «Воронежский кейс». Впервые на Платоновфесте в специальной программе для арт-директоров других форумов были собраны семь местных спектаклей. Таким образом, воронежские театры могут получить больше шансов на приглашение на гастроли. На фото: открывший программу «Воронежского кейса» премьерный спектакль Никитинского театра «Двенадцатая ночь, или Как угодно»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Всего в рамках кейса показали четыре драматических спектакля и три хореографических. Премьерой непосредственно на фестивале стал «Плот Медузы» в Камерном театре (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Изначально планировалось показать пять драматических спектаклей, но из-за травмы руки актера отменился «Крокодил» театра кукол «Шут». На фото хореографический спектакль Камерного театра «Танцуем Мандельштама»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Также в рамках основной программы во время фестиваля был отменен спектакль «Зобеида» Российского академического молодежного театра: заболела актриса, которую в постановке нельзя заменить. На фото спектакль «Le Тартюф. Комедия» московского Театра на Таганке
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Изменения сопровождали и музыкальную программу Платоновского фестиваля. Из анонсированных еще в феврале 2020 года остался только концерт Михаила Плетнева (на фото), остальные участники были зарубежные. Их оперативно заменили отечественные музыканты
Фото: Андрей Парфенов
Проект «Звезды мировой оперы» и вовсе претерпел две замены. Изначально вместе с сопрано Ольгой Перетятко планировал выступить мексиканский баритон Альфредо Даза. Его заменил также баритон Владислав Сулимский. Однако уже в сентябре певец заболел, и пару Ольге Перетятько составил в итоге ее партнер, бас Григорий Шкарупа (на фото)
Фото: Андрей Парфенов
Единственным уличным мероприятием осталась традиционная книжная ярмарка. В рамках литературной программы фестиваля также прошли несколько встреч с писателями и издателями и, конечно, эстафета-чтение произведений Андрея Платонова (на фото)
Фото: Андрей Парфенов
Платоновскую премию и прилагающийся к ней 1 млн рублей в этом году получил худрук фестиваля Михаил Бычков (на фото). Награда была вручена ему «за создание новаторского театра и фестивального движения на родине Андрея Платонова». На церемонии вручения Александр Гусев отметил, что «наибольшая нагрузка во время подготовки фестиваля в этих непростых условиях легла на плечи Михаила Бычкова»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
По данным дирекции, в этом году бюджет фестиваля составил около 51 млн рублей — почти в два раза меньше, чем годом ранее. Десятый Платоновский фестиваль посетили в 2020 году около 40 тысяч человек
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев