Власти перемешивают угли
У энергетических и коксующихся сближается стоимость перевозки
Вместо отмены скидок для поставщиков угля в неэкологичные порты Минтранс предложил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) увеличить тарифы на все перевозки энергетического угля, приблизив их к ценам на отправки коксующегося. Об этом уже говорили и в ОАО РЖД, оценивая эффект от сближения тарифов в 12 млрд руб. в год. Аналитики считают, что отказ от дешевых перевозок энергоугля оправдан глобальными трендами и в перспективе спрос на коксующийся гораздо стабильнее. Но захватить новые внешние рынки коксующихся углей, убедив иностранных металлургов адаптировать к ним технологии, будет непросто.
Минтранс ответил ФАС на предложение дестимулировать отправки угля через неспециализированные морские порты, предложив в качестве альтернативы сблизить железнодорожные тарифы на транспортировку энергетического и коксующегося угля. Подлинность письма замминистра транспорта Владимира Токарева главе ФАС Игорю Артемьеву от 18 сентября “Ъ” подтвердили в Минтрансе.
Дискуссия началась с письма господина Артемьева от 24 августа (есть у “Ъ”), где он предложил ряд мер по перераспределению угольных грузопотоков с универсальных терминалов Дальнего Востока на специализированные. Глава ФАС писал о неравных условиях конкуренции между специализированными терминалами, которые вкладывают средства в защиту местности от образующейся при перевалке угольной пыли, и универсальными. «Избыточные перевалочные мощности перепрофилированных под перевалку угля морских портов- загрязнителей, до 20 млн тонн ежегодно, позволили грузоотправителям контрактовать большие объемы перевозки угля по восточному маршруту, чем способна пропустить и обработать железнодорожная инфраструктура»,— пишет господин Артемьев.
В этой связи, рассказывал советник руководителя ФАС Павел Шпилевой, служба хочет отменить скидки на перевозку для компаний, экспортирующих уголь через неэкологичные порты (см. “Ъ” от 23 сентября). Также предлагается дифференцировать плату за аренду госимущества, согласование заявок на перевозку и распределение пропускной способности Восточного полигона.
На это письмо поступил критический отзыв Ассоциации морских торговых портов (АСОП) от 16 сентября (есть у “Ъ”). В нем говорится, что утверждения ФАС о более низких экологических требованиях к универсальным портам некорректны, а в понятие «создание неравных условий конкуренции» не следует вкладывать применение более дорогих или более дешевых технологий перевалки и более высоких или низких тарифов. К тому же, пишет АСОП, операторы терминалов обязаны обеспечивать равный доступ к услугам по перевалке. Причисление всех универсальных портов, переваливающих уголь, к «портам-загрязнителям» некорректно, как и сам термин, а вопрос соблюдения экологических требований не относится к компетенции ФАС.
12 миллиардов рублей в год
может принести ОАО РЖД сближение тарифов на энергетический и коксующийся уголь
В ОАО РЖД поддерживают (отзыв от 16 сентября есть у “Ъ”) позицию ФАС о необходимости пересмотра порядка взаимодействия с операторами терминалов, поскольку выгрузка универсальными терминалами зачастую увеличивает повреждаемость вагонов и создает пробки. Но в части доступа к Восточному полигону ОАО РЖД напоминает о существовании квот, говоря о необходимости дальнейшего совершенствования этого механизма.
В ОАО РЖД, которому перевозки угля принесли 52 млрд руб. убытка в 2019 году, уже выдвигали идею сближения тарифов. С 2021 года предлагалось поднять цены на перевозку антрацита до уровня коксующегося угля, что принесло бы монополии 2,8 млрд руб. в год, а с 2022 года — полностью уравнять тарифы на экспортные перевозки энергетических и коксующихся углей, собрав 8,9 млрд руб. (см. “Ъ” от 29 июля). В ОАО РЖД от комментариев отказались.
Максим Худалов из АКРА полагает, что сейчас ОАО РЖД осторожно пытается оградить себя от перспективы остаться с недозагруженными провозными мощностями после огромных инвестиций в их расширение под уголь. Он отмечает, что спрос на низкосортный энергетический уголь в мире в среднесрочной перспективе снизится на фоне политики крупнейших импортеров по сокращению угольной генерации. Однако коксующемуся углю полноценной и массовой замены в металлургии пока не найдено, отмечает эксперт: водородная металлургия отличается рядом сложностей, а качество стали может страдать.
Ставка на коксующийся уголь вполне оправданна, говорит Максим Худалов, но правительству и ОАО РЖД следует действовать осторожно: потерять перевозки дешевого энергоугля можно, но заместить их коксующимся сложно. Для этого, подчеркивает эксперт, нужны существенные маркетинговые усилия и целая госпрограмма с участием Минэнерго и Минпромторга и полноценной научной работой, чтобы убедить технологов компаний-покупателей перейти на российский коксующийся уголь, а нашим производителям — успешно конкурировать с такими гигантами, как BHP и Rio Tinto.