Кредитный портфель раздуло господдержкой
Качество корпоративных долгов выяснится только к концу года
Хотя аналитики РАНХиГС признают, что антикризисные меры ЦБ позволили избежать кредитных шоков, как в 2008 и 2014 годах, но говорить о том, что риски заметного ухудшения качества корпоративных портфелей миновали, пока рано. Схожей точки зрения придерживаются и в Райффайзенбанке. Ситуация прояснится лишь к концу года, когда будут отменены льготы ЦБ по формированию резервов и станет понятно, какое число компаний, кредитующихся под 2% и обязательство не сокращать занятых, смогли выполнить условия кредитного договора.
Сентябрьский мониторинг экономической ситуации в России ИЭП и РАНХиГС рассматривает ситуацию в сфере корпоративного кредитования на фоне антикризисной политики ЦБ, запущенной в марте—июне, в том числе — снижение расходов банков на формирование резервов и стимулирование льготного кредитования компаний под гарантии сохранения занятости. «Действия ЦБ, а также запас прочности банковской системы… позволили избежать повторения кредитных шоков 2008 и 2014 годов и нарастить объемы корпоративного кредитования»,— признают авторы обзора. Так, на фоне снижения денежных потоков, непредвиденных расходов бизнеса, падения курса рубля, а также при поддержке регулятором целевого кредитования компаний банками объем корпоративных кредитов в марте резко подскочил — и до сих пор рост показателя заметно превышает прошлогодние темпы: в январе—августе 2020 года объем банковских кредитов юрлицам в годовом выражении вырос на 9,4% против 6,4% годом ранее, а в отношении МСП прирост в январе—июле составлял 13% против снижения на 2,9% в январе—августе 2019 года. 17 сентября руководитель экспертного центра бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович констатировала: по кредитам на возобновление деятельности под 2% «постоянно идет прирост обращений». По ее данным, на 9 сентября банки приняли от предпринимателей более 345 тыс. обращений за такими кредитами с приростом за неделю в 5,7% (фактически выдано почти 194 тыс. таких ссуд).
При этом сам ЦБ отмечает: в августе темпы прироста кредитования компаний действительно заметно превышали прошлогодние, но заметная часть прироста была обеспечена одним крупным банком за счет кредитования нескольких крупных заемщиков в основном из сырьевого сектора экономики, без них же «влияние льготного кредитования системообразующих предприятий в августе оказало незначительное воздействие на общий прирост», что «может объясняться продолжившимся восстановлением денежных потоков компаний».
Значимого прироста просроченной корпоративной задолженности в ЦБ также не наблюдают.
В Райффайзенбанке, впрочем, отмечают в данных банковского сектора «признаки дальнейшего ухудшения качества кредитов». Так, по последним (июньским) данным «объем нестандартных ссуд (к ним могут относиться реструктурированные кредиты, которые возникли из-за неспособности заемщика исполнять обязательства на прежних условиях) прирос на 643,5 млрд руб. (а с начала года плюс 1,57 трлн руб.)», замечают они. В результате в банке допускают вероятный рост просрочки в четвертом квартале в связи с «вызреванием» текущих кредитов с признаками обесценения до состояния безнадежных и возможным введением ограничительных мер из-за второй волны COVID-19.
Впрочем, судить «об истинном качестве портфеля корпоративных кредитов можно будет… лишь после 1 октября текущего года, когда закончат действовать льготы ЦБ по формированию резервов», говорят в РАНХиГС. В Райффайзенбанке же видят угрозы для банков с высокой долей кредитов микро- и малому бизнесу.
«Его доля во всех кредитах нефинансовым организациям составляет около четверти, однако эти кредиты крайне неравномерно распределены по банкам»,— предупреждают аналитики.
Еще на одну — техническую — угрозу качеству корпоративного портфеля указывал 23 сентября в письме Михаилу Мишустину бизнес-омбудсмен Борис Титов. Условием предоставления льготных «двухпроцентных» кредитов бизнесу было сохранение не менее 80% численности работников компаний по состоянию на 1 июня 2020 года, но ряд компаний произвел более значительные сокращения и взял кредиты до этой даты, когда у банков были данные о занятых лишь на 1 мая. Теперь таких заемщиков могут признать нарушителями кредитного договора — и ставка для них вырастет с 2% до 15% годовых.