Смертность на миллион
Число умерших от COVID-19 перевалило за важнейший психологический рубеж
В ночь на вторник количество жертв коронавируса достигло критической отметки: 1 млн человек по всему миру скончались в результате заражения SARS-CoV-2. Страны одна за другой объявляют о начале второй волны и вводят повторные ограничения. Как мир справляется с новыми вспышками пандемии и какие настроения доминируют в обществе, разбирался “Ъ”.
«Наш мир достиг ужасающего рубежа: утраты миллиона жизней из-за COVID-19. Мы никогда не должны упускать из виду ни одной жизни»,— так генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш оценил развитие ситуации с пандемией коронавируса. В общей сложности к утру 29 сентября 1 001 821 человек умер от вируса, распространившемуся практически по всему миру в начале 2020 года.
Это значительный показатель: примерно столько людей проживает в Красноярске или Волгограде.
В свою очередь директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан предупредил о погрешностях в статистике: «Когда вы что-то считаете, вы никогда не посчитаете идеально, но я могу вас заверить, что эти показатели, вероятно, ниже реальных значений». По его словам, фактическое число жертв коронавируса в мире может достигать 2 млн человек.
Согласно официальной статистике, публикуемой Университетом Джонса Хопкинса, по числу летальных исходов лидируют по-прежнему США, где от коронавируса скончались 205 тыс. человек. На днях главный инфекционист США Энтони Фаучи отметил, что Соединенные Штаты все еще не выбрались из первой волны пандемии. И действительно, прирост заболеваемости в США более стабилен, чем в некоторых странах Европы, включая Францию и Испанию. В среднем за последнюю неделю в США выявлялось около 42 тыс. случаев COVID-19 ежедневно, согласно статистике The New York Times, что, однако, почти вдвое меньше, чем в июле.
Кроме США, в пятерку стран с наибольшим количеством смертей входят Бразилия (142 тыс.), Индия (96 тыс.), Мексика (76 тыс.) — во всех трех странах пик заболеваемости пришелся на летний период — и Великобритания (42 тыс.).
При этом из них лишь в Соединенном Королевстве официально объявили о начале в стране второй волны. Еще в мае в Британии был зафиксирован крупнейший показатель смертности от COVID-19 в мире, однако за лето статистика заболеваемости и смертности значительно снизилась. Сейчас же местные власти вновь вводят социальные ограничения, поскольку с начала сентября наблюдается быстрый прирост выявленных случаев заражения SARS-CoV-2. В свою очередь, министр здравоохранения Мэтт Хэнкок не исключает, что страну ожидает очередной локдаун.
Не только Великобритания, но и другие государства уже усилили меры по борьбе с коронавирусом после летнего ослабления. О начале второй волны коронавируса этой осенью уже заявили правительства Австрии, Чехии, Франции, Канады, Украины. В то время как в России глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что делить эпидемиологический процесс на волны нельзя: «Мы считаем вместе с коллегами, с нашими учеными, что нет первой-второй волны, также как третьей-четвертой для нового возбудителя, который шагает по планете».
Несмотря на это в мире уже есть случай повторного введения тотального карантина, который объясняется началом второй волны.
Первой страной, решившей его ввести в середине сентября, стал Израиль. Сначала жителям запретили передвигаться по городу без уважительной причины, ходить в гости, собираться группами. Однако затем закрыли школы, рестораны, торговые центры, предприятия, а граждан обязали работать удаленно — до 11 октября.
В Европе также начинают задумываться о повторных ограничениях, пока, однако, не таких жестких.
В середине сентября директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Хюге заявил, что ситуация с летальным исходом в регионе оставалась стабильной, но предупредил о возможном росте смертности в октябре-ноябре. Вероятно, это и предрешило действия европейских правительств, которые начали подготовку к вспышкам заболевания заранее, чтобы избежать резкого прироста. Так, в Финляндии, где неделю назад отменили ограничения на международное сообщение с некоторыми европейскими странами, тут же их вернули. А Нидерланды установили временные ограничения на работу ресторанов и баров и запретили посещать спортивные матчи.
Во Франции, где 24 сентября был зафиксирован самый большой суточный прирост за все время пандемии, тоже начали вводить повторные ограничения. В регионах с повышенной опасностью — например, в Марселе — закрылись рестораны и бары и ужесточились правила посещения общественных мест. Кроме того, из-за нагрузки на здравоохранение, власти Парижа предупредили о том, что 20% хирургических операций, запланированных на ближайшие выходные, придется перенести.
Похожий сценарий наблюдается и в Испании, где правительство призвало городские власти Мадрида ужесточить меры по борьбе с эпидемией. За последнюю неделю средний ежесуточный прирост заболевших в Испании составляет 11 тыс. случаев. Кроме того, за сентябрь значительно увеличились показатели летальности: 22 сентября был зафиксирован 241 случай — самое высокое значение с 26 мая. Местные власти не одобрили идею тотального локдауна и планируют вместо этого ввести ограничения для отдельных регионов и городов. С понедельника местные жители смогут покинуть дом, только если направляются на работу, на учебу, в больницы и государственные учреждения. По словам министра здравоохранения Испании, наиболее уязвимым остается Мадрид, поскольку на столицу приходится треть всех выявляемых случаев COVID-19.
Примечательно, что жители Великобритании, Франции и Испании не готовы к новым ограничениям.
В Лондоне с момента объявления Борисом Джонсоном новых социальных мер в начале прошлой недели не стихают протесты против изоляции. «Никакой лжи, никаких масок, никакого локдауна!» — с такими требованиями вышли тысячи жителей британской столицы на митинг с субботу. Вслед за Британией, волна протестов охватила Дублин, Мадрид и Париж. Во французской столице в них приняли участие представители гостинично-ресторанного бизнеса с требованиями отменить временные ограничения работы заведений.