Белоруссию прижимают к России санкциями
Минск становится все более родным для Москвы и чуждым для Запада
Союзническим отношениям между РФ и Белоруссией, которые в последние годы пробуксовывали, за считаные недели было придано значительное ускорение. Москва и Минск возобновили диалог по интеграционным «дорожным картам», совместно испытывают российскую вакцину от коронавируса и готовятся к отмене роуминга. Зато на глазах деградировали отношения с Западом, откуда в течение одного только дня пришли сразу две неприятные для Минска новости: Великобритания и Канада внесли президента Александра Лукашенко и его соратников в санкционные списки. А его бывшая соперница на президентских выборах Светлана Тихановская встретилась с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и теперь рассчитывает на переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
«Руководство России и Белоруссии заинтересовано в том, чтобы придать дополнительный импульс развитию межрегиональных связей, которые являются одним из важнейших компонентов по-настоящему братских, добрососедских, подлинно союзнических отношений России и Белоруссии, отношений, построенных на принципах равноправия и учета интересов друг друга» — видеоприветствие Владимира Путина, с которым российский президент обратился к участникам пленарного заседания VII Форума регионов России и Белоруссии, должно было в полной мере свидетельствовать об «углублении многоплановых двусторонних связей».
Последние данные по протестам в Белоруссии
В своей речи президент напомнил о недавней встрече в Сочи с Александром Лукашенко, объеме двустороннего товарооборота ($35,5 млрд), российских инвестициях в белорусскую экономику, «кредитно-финансовом содействии» и нормализации транспортного сообщения. Конечно, внутри- и внешнеполитический кризис в Белоруссии Владимир Путин обойти также не мог. Он назвал его «непростой ситуацией» и объяснил в том числе «беспрецедентным внешним давлением после президентских выборов». «Мы высоко ценим поддержку братской России и глубоко признательны за это. Беларусь всегда была и будет вашим надежным другом и партнером»,— заверил, в свою очередь, российское руководство премьер республики Роман Головченко.
Об успехах партнеров по Союзному государству говорили во вторник немало.
- Так, выяснилось, что Белоруссия станет первым государством, которое получит российскую вакцину против коронавирусной инфекции «Спутник V»,— и первые клинические испытания в республике уже начались с опережением первоначального графика.
- Белорусские и российские операторы связи с четверга начнут тестовую эксплуатацию системы противодействия мошенничеству, чтобы вскоре отменить роуминг между странами.
- А замминистра обороны РФ Андрей Картаполов выступил с заявлением о том, что в противовес активности НАТО идет работа по совершенствованию совместной подготовки вооруженных сил на 2021 год.
- Готовы к ратификации поправки к соглашению о российском кредите на строительство БелАЭС.
- Что же касается итогов форума, то в целом там было подписано около 70 соглашений на сумму более чем $700 млн.
По словам спикера Совета федерации РФ Валентины Матвиенко, выступившей на форуме, последняя встреча президентов стала «новым мощным стимулом для переосмысления», и сейчас «можно сказать, произошел перезапуск двусторонних отношений». Конечно, призналась она, не все в экономическом сотрудничестве гладко, но проблемы преодолимы.
Дальнейшие перспективы для развития отношений обозначали и другие участники. Так, российский вице-премьер Алексей Оверчук намекнул, что пока не полностью реализован формат Союзного государства (но посол Белоруссии в Москве Владимир Семашко признал, что две страны возобновили диалог по интеграционным «дорожным картам»). А глава Мининформа Белоруссии Игорь Луцкий предложил повнимательнее рассмотреть вопрос взаимодействия в части законодательного регулирования деятельности СМИ и интернет-ресурсов, чтобы эффективнее реагировать «на деструктивные, опасные для государства и общества информационные атаки и провокации».
В Минске уверены, что авторы провокаций находятся на Западе, и получили новые подтверждения этого во вторник. Так, Великобритания и Канада ввели персональные санкции в отношении белорусских официальных лиц, включая Александра Лукашенко и его сына Виктора. МИД Белоруссии, в свою очередь, во вторник отреагировал на персональные санкции, которые чуть ранее ввели страны Балтии: последовал симметричный ответ в виде расширения черных списков. Власти республики запретили въезд примерно 300 чиновникам из трех прибалтийских стран.
Тем временем, если сам Александр Лукашенко после выборов встретился только с президентом России Владимиром Путиным, то его бывшая соперница Светлана Тихановская продолжает демонстрировать все новые дипломатические успехи.
Уехав в Литву, она уже к концу августа провела, как сообщали в ее пресс-службе, «десять бесед лично и по телефону с министрами иностранных дел разных стран от Франции до Канады, семь бесед с лидерами — президентами и премьер-министрами — европейских стран от Ирландии до Польши, включая главу правительства Европейского союза Урсулу фон дер Ляйен». На прошлой неделе она выступила с трибуны Европарламента, а во вторник встретилась с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
Ваш браузер не поддерживает видео
В интервью радиостанции RFI она добавила, что на следующую неделю планируется выступление перед парламентом Франции и встреча не то с правительством канцлера ФРГ Ангелы Меркель, не то с ней самой.
«По всей видимости, президент Франции поддерживает эту гражданку Белоруссии, мы это так воспринимаем»,— прокомментировал встречу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В МИД Белоруссии подобные «поспешные контакты» назвали лишенными «практического смысла». Между тем Светлана Тихановская так не считает: она предложила Эмманюэлю Макрону провести на платформе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) международные переговоры по организации новых президентских выборов в Белоруссии. Президент Франции согласился с тем, что к стабилизации ситуации ОБСЕ привлечь просто необходимо. Впрочем, напомним, что Александр Лукашенко уже не раз отказывался от внешнего посредничества в урегулировании кризиса. И нет никаких сигналов о том, что в этот раз все будет иначе.