Автокредитование теряет контакт
Крупные банки предлагают купить машину дистанционно
ВТБ (входит в тройку лидеров автокредитования) намерен масштабировать опыт выдачи автокредитов полностью бесконтактно — вплоть до доставки машины заемщику. Похожий проект, но рассчитанный на рынок подержанных авто, анонсировал Сбербанк. Участники рынка в целом подтверждают усиление цифровизации в автокредитовании. Но эксперты не верят, что рынок пойдет по пути полного перехода покупки машин в кредит в онлайн, роль дилеров останется важной.
О том, что ВТБ начинает пилотный проект по созданию полностью цифровой покупки автомобиля, рассказали “Ъ” участники рынка. В период первой волны пандемии банк провел первые подобные единичные сделки, а теперь планирует полноценный пилот. В ВТБ подтвердили эту информацию.
«На сайте банка клиентам доступен каталог, где можно выбрать понравившееся транспортное средство, получить одобрение по кредиту онлайн за несколько минут и забронировать автомобиль у дилера в салоне и после проведения сделки уехать на нем из салона или же заказать доставку,— отметили там.— На первом этапе пилот пройдет в Москве и Санкт-Петербурге». По словам начальника управления «Автокредитование» ВТБ Ивана Жигарева, для ВТБ это важный тренд, в банке уверены, что к проекту присоединятся не только дилеры.
В рамках пилота автомобиль можно выбрать в витрине банка (там представлены автомобили 19 марок как российских, так и импортных авто, по несколько моделей каждой), а также подержанные машины.
ВТБ входит в тройку лидеров на рынке автокредитования (занимает третье место с долей 11,2%, по данным Frank RG на 1 августа). При этом, в отличие от конкурентов, его кредитный портфель во втором квартале стагнировал, а доля рынка с мая по июль снизилась с 11,6%. В тройку лидеров входят также Русфинанс банк (12,3% на конец июля) и «дочка» Сбербанка «Сетелем» (12,2%). Они, напротив, нарастили долю рынка. При этом Сбербанк 3 сентября объявил о запуске маркетплейса «Сберавто» — сервиса онлайн-продажи и покупки автомобилей между физлицами. В Сбербанке на запрос “Ъ” не ответили.
Как рассказал “Ъ” Иван Жигарев, с помощью в том числе нового сервиса ВТБ планирует с 2021 года увеличивать объем выдач автокредитов. «Тренд на онлайн-услуги в автокредитовании и покупку авто будет только расти. Сегодня один из самых ценных ресурсов — это время,— подчеркивает господин Жигарев.— Пандемия сильно ускорила развитие онлайн-услуг, после ее окончания возможна небольшая коррекция интереса к дистанционному формату, но общий тренд сохранится».
Банкиры пока не слишком верят в полноценный переход автокредитования в онлайн.
«Локдаун существенно ускорил цифровизацию автокредитования,— отмечает замначальника управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс банка Алексей Бессонов.— Но, к сожалению, текущие законодательные ограничения пока не позволяют полностью перевести продажу автомобилей в онлайн-канал, и часто клиенты к этому не совсем готовы». По словам руководителя управления автокредитования банка «Тинькофф» Кирилла Григорьева, банк предпочитает разделять процессы выбора автомобиля и финансирования сделки приобретения авто в кредит. Второй пункт «Тинькофф» полностью перевел в дистанционный формат, поясняет он. «Многие банки и другие компании пытаются создать автомобильные классифайды, но пока мы не видим успешных бизнес-кейсов ни в России, ни за ее пределами,— отмечает он.— "Тинькофф" выбрал для себя партнерскую концепцию. Мы наблюдаем за ситуацией, и, если увидим, что появляются успешные кейсы, сможем быстро зайти на этот рынок».
Эксперты уверены, что полный перевод автокредитования в онлайн преждевременен. По словам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», автомобиль остается дорогостоящим товаром, для части покупателей физическое присутствие при покупке будет продолжать иметь значение. Сергей Удалов из «Автостата» называет цепочку онлайн-кредитования «под ключ», то есть начиная от выбора автомобиля до доставки к подъезду, технически сложной. Кроме того, господин Удалов подчеркивает, что в любом случае во всех цепочках, даже с активным переключением общения с клиентом на дистрибутора, конечная ответственность за сервис и обслуживание остается за дилером.