«Я люблю писать от руки»
Как ручки Montblanc приносят успех Спайку Ли
В 2020 году режиссер и сценарист Спайк Ли мог бы стать президентом жюри Каннского кинофестиваля (одновременно он стал бы и первым афроамериканцем, которого пригласили в состав жюри), но фестиваль, как известно, пока так и не состоялся. Впрочем, Ли говорит, что как только, так сразу, однако прогнозов не дает: «Любые обещания будут враньем. Нам всем остается упасть на колени и молиться, чтобы зараза поскорее нас покинула, чтобы мы изобрели вакцину и вышли из всего этого с минимальными потерями».
У Ли интересная биография. Он родился в конце 1950-х в Атланте. Его отец был джазовым музыкантом (позже он напишет музыку для первого фильма сына), а мама — учительницей. Позже семья переехала в Бруклин. Мама Спайка, Жаклин Шелтон Ли, с детства прививала ему любовь к хорошему кино: показывала фильмы, рассказывала о важных произведениях искусства, водила на популярные мюзиклы (помните первые кадры в фильме «Делай как надо!» — это все влияние мамы). Свой первый фильм, комедию-драму «Ей это нужно позарез», Спайк Ли снял за две недели и на скромные деньги — всего $160 тыс. Собрал $7 млн в прокате США и получил приз на том самом Каннском кинофестивале. Начал снимать рекламу для Nike. Потом была номинация на «Оскар» за сценарий к фильму «Делай как надо!» (но тогда «Оскар» уплыл к Тому Шульману, награжденному за «Общество мертвых поэтов»). А Спайк Ли свой «Оскар» получил в 2019-м за лучший адаптированный сценарий (фильм «Черный клановец»). За тот самый сценарий, который он писал от руки, то есть буквально водил пером своей любимой ручки Montblanc по бумаге. Свой первый Montblanc сценарист купил в 1990-е и с тех пор пишет только этими ручками.
Сценарист и режиссер рассказал об этом на съемках новой рекламы Montblanc, куда его пригласили как главного героя и вдохновителя. Швейцарский бренд объявляет о своей новой миссии: мотивировать людей раскрыть свои таланты. По-английски слоган новой кампании звучит так: «What moves you, makes you». Официальный перевод: «Ты то, что тобой движет», проще говоря, делай то, что любишь, и ты уже будешь успешен. Команда Montblanc настаивает на том, что новая концепция успеха — это не только достижение конкретной цели, но и путь к ней — счастливый и наполненный радостью.
Дом Montblanc существует 115 лет. Основан в Германии, там же производит свои пишущие инструменты. Часы — швейцарские, из Вильре. Ювелирную коллекцию в свое время делали во Франции. Кожа — итальянская. Долгие годы компания помогала клиентам «оставить свой след в истории» — такой она видела свою миссию. И сама старалась «наследить» с пользой: поддерживает программу ЮНИСЕФ по повышению грамотности, реставрирует исторические и культурные ценности (например, Чесменская чернильница в Эрмитаже обрела свой былой облик благодаря Montblanc), отмечает меценатов своей ежегодной премией «Покровители культуры и искусств».
Вместе со Спайком Ли в рекламной кампании Montblanc участвовали актер Тэрон Эджертон и основатель школы актерского мастерства Чэн Кун.
Из рекламной кампании Montblanc «What moves you, makes you»
- «Я не люблю печатать, я люблю писать. Ручкой по бумаге. Там, где работают мои мозги, пальцы не работают. А щелканье клавиатуры как будто перекрывает поток мыслей. И я никогда не забуду слов моей матери. Я бежал к ней, чтобы показать четверку в табеле, а она смотрела и говорила: «И что? Ты сам знаешь, что можешь лучше». Я спорил: «Мам, это нечестно». Но она отрезала: «Честно, черт побери! Нужно делать лучше».
- «Не знаешь, о чем писать? Пиши о себе, о том, что знаешь. На свете полно вещей, о которых мы и понятия не имеем, и нет времени в этом разбираться, тратить деньги на исследование или обучение. Просто постарайся выжать что-то из себя и про себя».
- «Найди собственный голос, работай над ним. Давайте признаемся: люди часто и себя-то найти не могут, не то что свой голос. И не все могут распознать свои мысли. Но надо работать над собой и развиваться».
- «Кинопроизводство — это процесс, который начинается с идеи. И развивается, а результат ты увидишь только через годы. К примеру, фильм «Делай как надо!». Я вообще не знал, о чем он будет, когда придумал название. Потом я решил, что по сюжету это будет самый жаркий летний день в Бруклине, потом пиццерия и так далее — мысль развивалась. Но началось все с названия».