Миссия выполняется
Как создавалась экосистема Zegna
Известный итальянский дом моды, больница, церковь, школа, жилые кварталы, двое сыновей и миллионы деревьев — Эрменеджильдо Зенья перевыполнил план на пути к званию настоящего мужчины. В 1910 году, в свои 18, он решил, что хочет производить лучшие в мире ткани, и вместе с братьями открыл фабрику в коммуне Триверо. Отец Эрменеджильдо тоже занимался тканями, поэтому в распоряжении молодых предпринимателей уже был стартовый капитал в виде отцовских станков. Распорядились им с умом и в 1938 году уже продавали первые образцы «самых красивых в мире тканей» в Штаты, а к 1945-му наладили сбыт в 40 странах. Но в отличие от многих магнатов и промышленников Зенья не ограничивал свои стремления желанием набить карманы, ему было важно развивать регион, давший ему свои земли для ведения бизнеса. «Качество продукции напрямую связано с культурой красоты и уважительным отношением к окружающей среде и местному населению»,— сказано в манифесте компании на сайте. Семья инвестировала не только в собственную фабрику, но и в город: построила дороги, училище для портных, церковь, больницу, высадила лес в окрестностях и создала настоящий оазис.
Oasi Zegna — так наследники назовут заповедник в 100 квадратных километров вокруг фабрики. Есть свидетельства того, что синьор Зенья самолично расчищал дорогу от камней и высаживал пихты и рододендроны. Он нанимал местных жителей, обучал их и создавал условия, которые руководители служб по работе с персоналом сегодня охарактеризовали бы как «соблюдение всех норм ТК». В городе стараниями семьи появился даже модернистский бассейн. Это сейчас про таких, как синьор Зенья, говорят «визионер», а тогда некоторые его шаги казались безумными. Например, закупка шерсти напрямую в Монголии или Австралии. Через много лет его внуки решат пойти дальше и купить ферму в Австралии. В 1942 году синьор Зенья переименовал компанию в Ermenegildo Zegna & Sons — а его сыновья вступили в должности управляющих. В 1960-е с подачи второго поколения появилась первая линейка готовой одежды, но синьор Зенья до этого не дожил двух лет. В 1972 году появилась услуга su misura, а в 1980-м открылся первый магазин в Париже. В 1991 году компания Ermenegildo Zegna была первым люксовым брендом, который решил ступить на территорию Поднебесной.
В 1997 году во главе компании встал внук синьора Зеньи — Эрменеджильдо Зенья-младший, или просто Джильдо. Это он придумал купить ферму в Австралии и провозгласить новый подход from sheep to shop — «от овцы до магазина». Старший сын основателя компании, Альдо Зенья, скончался в 2000 году, его брат Анжело занимает пост почетного президента. Вместе с Джильдо компанией управляют его двоюродный брат Паоло и сестра Анна, директор фонда Fondazione Zegna. На подходе четвертое поколение семьи, которое тоже вводят в курс дела.
Главная миссия фонда — сохранить архивы марки, развивать благотворительные проекты (хотя в лексиконе компании такого термина нет, там предпочитают просто слово «миссия», подразумевая, что это никакой не проект, а просто часть жизни дома), вести исследования в области культуры и медицины. Одна из последних инициатив фонда — Zegna Forest. В 1930-е годы синьор Зенья высадил полмиллиона деревьев в окрестностях фабрики. По сути, он восстановил ландшафт края и создал природный заповедник. В «Оазис Зенья» может приехать любой желающий и отдохнуть в маленьком деревенском домике или отеле летом и зимой. Особенно трогательно, что для бабушек и дедушек с внуками здесь во многих гостиницах действуют специальные предложения. Есть рестораны, спа и огромное количество занятий: можно просто гулять по лесу или по горам, участвовать во всеобщем Дне сбережения энергии, зажигая свечи на главной площади, можно кататься на велосипедах, заниматься трекингом и даже гонять на лыжах. Любимая точка всех приезжающих — смотровая площадка Panoramica Zegna, откуда открывается вид на горные пейзажи, бескрайние и умиротворяющие.
В прошлом году марка запустила рекламную кампанию, в которой задавала вопрос «Что делает мужчину мужчиной?» и сама же отвечала, предлагая варианты: любовь, доброта, нежность и так далее. В этом году к обширному списку добавилось «legacy» — наследие и ответственность перед предками и потомками. Казалось бы, свой долг перед потомками компания исполняет, но всегда можно лучше. Поэтому в честь своего 110-летия дом приглашает клиентов (и просто всех желающих) присоединиться к инициативе и тоже внести свой вклад в восстановление и сохранение окружающей среды. На обновленном сайте компании zegna.com можно сделать пожертвование в размере $110 и в знак благодарности получить деревянное сердце с гравировкой «from the heart of Oasi Zegna» — то есть из самого сердца «Оазиса Зенья». Эти сердечки вырезаны из тех деревьев, которые либо сломались и упали во время грозы, либо болели — их срубают, чтобы сохранить здоровье леса. От вашего имени компания обязательно посадит в оазисе очередное дерево.
Но садово-полевыми работами забота о природе не ограничивается. Под лозунгом #ИспользуйСуществующее компания Zegna пускает в дело переработанные и бывшие в употреблении волокна. Спокойствие, никто не предлагает клиентам секонд-хенд. Речь идет о налаживании системы безотходного производства. Обычно почти 30% материалов идет в отходы, но в Zegna под руководством креативного директора Алессандро Сартори изменили подход к производству тканей и стали повторно использовать натуральные волокна, нити и текстиль. Свои технологические ноу-хау марка не раскрывает, но гарантирует, что все максимально экологично. Эксперименты ведутся сразу в нескольких направлениях. Ткани #UseTheExisting представлены в коллекциях Modern Tailoring и Luxury Leisurewear. Параллельно Ermenegildo Zegna XXX Couture действует как лаборатория моды, где переработанные изделия превращают в новые модели, например, из переработанной кашемировой фланели или костюмной шерсти из неиспользованных остатков. В линии Z Zegna экспериментируют с многофункциональной одеждой. Например, в пуховиках используется бесперьевая альтернатива наполнителю, названная Z Zegna Fake Down, легкая и теплая, как пух, но создаваемая из переработанных тканей.
Видимо, любовь к природе передается в Триверо по воздуху, или в команду берут тех, кто разделяет общие ценности семьи, но так получилось, что с каждым годом в работах Сартори связь с природой чувствуется все сильнее. Для окрашивания он использует технологию Oasi Cashmere, то есть буквально красит ткани местными травами, цветами, корнями и прочими подходящими природными ингредиентами, расширяя цветовую палитру ежесезонно. Сартори очень любит ручной труд: символом дома с его подачи стали три креста ХХХ — так выглядят аккуратные, но трудоемкие стежки, которые используются в bespoke-ателье. Все свои коллекции Сартори создает в несколько этапов: конструирование, сложное и подробное макетирование прототипов и бесконечное совершенствование результата. Каждая модель корректируется десятки раз. Учитывается даже то, как ложится одна и та же ткань, но разных цветов. Или как ткань будет сидеть до окрашивания и после. Все эти нюансы влияют на финальный результат. Экспериментирует господин Сартори не только с тканями, технологиями и портновскими приемами, но и с силуэтами. Например, пиджаки на трех пуговицах выглядят нарочито свободными, а пиджаки в полтора борта и брюки с вытачками дизайнер предлагает носить с объемными куртками. Вместо привычных мужских рубашек — рубашки на молнии с низким воротником. Блейзеры подхвачены поясами, пальто скроены как парки. Из рисунков — крупная клетка и принты, напоминающие пейзажи. Среди практичных аксессуаров особенно выделяются вместительные сумки. Например, те, что созданы в сотрудничестве с немецким производителем фотокамер и оптики Leica.
Алессандро Сартори пришел в компанию в конце 1980-х и стал частью семьи — с 2003 года он занимался линией Z Zegna, в 2016-м возглавил все линейки бренда Ermenegildo Zegna и настоял на открытии первого bespoke-ателье в Милане. Правда, в промежутке были несколько лет в другой компании, но Сартори вернулся в семью не просто так, он решил делать на базе Zegna мужской кутюр. «В Zegna я смогу экспериментировать — сочетать волокна и менять силуэты. Мы стараемся переосмыслить традиционные категории одежды, расширять границы нашей работы, но всегда с уважением к природе — это наш долг и как людей, и как деятелей моды»,— объясняет свою работу Сартори, который внедрил концепцию #ИспользуйСуществующее в производстве. Кстати, на фабрике состоялся и онлайн-показ коллекции марки сезона весна-лето 2021, который, очевидно из-за пандемии, не удалось провести со зрителями. Модели шли по парку Oazi Zegna, потом между рядами ящиков для хранения тканей, после чего поднимались на крышу исторического здания. В этом был особый символизм: здесь 110 лет назад родилась компания и здесь же, на фабрике в Триверо, в 1989 году начал свой путь Алессандро Сартори.