Семейный корабль
Натела Поцхверия о новой мануфактуре Patek Philippe
Здание часовой мануфактуры Patek Philippe в План-лез-Уат напоминает гигантский белый океанский лайнер с большими панорамными окнами, который по ошибке оказался на окраине Женевы. Хотя, конечно, никакой ошибки нет, а в сходстве с лайнером присутствует символизм. Независимая мануфактура Patek Philippe существует с 1839 года, а с 1932 года и по сей день компания безраздельно принадлежит семье Стерн. Отважные капитаны Тьери и Филипп Стерны (уже четвертое поколение владельцев) ведут свой корабль по маршруту, который сами же и выбрали, не обращая внимания на другие лодки и фрегаты, а также на бури и штормы. Производство не прекращалось даже в самые тяжелые времена. А в нынешней ситуации независимость означает, что все инвестиции — будь то обеспечение работы парижского бутика или закупки для мануфактуры — делаются только из собственных средств компании.
Одним из ключевых вложений последнего времени стало то самое здание-лайнер в План-лез-Уат. Производство находится здесь, в пригороде Женевы, с 1839 года, когда Антуан Норбер де Патек, польский эмигрант-часовщик, вместе со своим партнером Франциском Чапеком основали собственную мануфактуру и начали делать первые часы по индивидуальным заказам. Тогда партнеры выпускали по 200 часов в год. Но в старых стенах становилось тесно, мастерские и ателье открывали в разных частях города. Первое современное и большое здание появилось в План-лез-Уат в 1996 году. Оно хоть и было довольно просторным, но вскоре тоже потребовало расширения. Поэтому в 2003 году производство корпусов для часов и браслетов, а также ателье инкрустации драгоценными камнями перенесли в соседнюю коммуну Перли. В 2009 году приобрели участок земли в План-лез-Уат, и существующее офисное здание преобразовали в комплекс ателье, где стали производить все подвижные элементы часовых механизмов. Цель очередного строительства, начатого в 2015 году,— возвращение ателье из Перли в План-лез-Уат и появление дополнительных площадей для производства часов и обучения персонала.
Спустя пять лет новое здание мануфактуры под кодовым названием PP6, стоившее 600 млн швейцарских франков, вплывает в историю компании. На десяти этажах 189-метрового «лайнера» поместилось все: производство браслетов, корпусов и циферблатов, отдел ручной обработки, станки, отдел инкрустации, департамент исследований и разработок, дизайнерский отдел, ателье часовых усложнений Grand Complication, ателье художественных ремесел, которыми славится Patek Philippe,— ручная гравировка, деревянные мозаики в технике микромаркетри, гильоширование, эмаль и другие. Есть здесь и отдел реставрации, где до сих пор хранятся традиционные инструменты и столетние детали, нужные для работы с часами XIX века, которые, к счастью владельцев и к сожалению мастеров, не часто оказываются «дома», а большая их часть и вовсе хранится в музее Patek Philippe в Женеве. На мануфактуре появился и новый отдел, который занимается только прототипами. Нашлось место и для аудитории на 299 посадочных мест, ресторана на 880 гостей и четырех VIP-лаунджей с видом на живописные горные пейзажи.
Когда-то Антуан Норбер де Патек начинал с 200 экземпляров в год, сегодня на мануфактуре производится 62 тыс. моделей, и появление нового здания эксперты сразу связали с увеличением объемов, но представители компании объяснили, что директивы Patek Philippe и необычайно высокие требования к качеству естественным образом ограничивают количество создаваемых моделей. Наращивать выпуск никто пока не собирается, а вот эффективно использовать пространство, создать творческую рабочую атмосферу и рационально распределять силы — да. К тому же половина объема выпуска — сложные редкие часы ручной работы, состоящие из множества деталей. То есть на то, чтобы изготовить одни часы, может уходить еще больше времени, но количество производимых часов не увеличится.
Доказательство тому — памятная модель в честь открытия нового здания, которая будет выпущена всего в 1000 экземпляров, часы 6007 Calatrava в стальном корпусе с гравировкой New Manufacture 2019 на задней крышке (первые сотрудники въехали в здание в 2019 году, хотя официальное открытие состоялось в июне 2020-го). Сталь в Patek Philippe используют редко, и потому коллекционеры особенно ценят часы в стальном корпусе. Часовой круг модели сравнивают с рельсами, а минутные стрелки — с жезлами железнодорожников. Серо-голубой циферблат украшает гравировка, имитирующая текстуру карбона.