Колибри, бабочки и клевер
Натела Поцхверия о феерической коллекции Bernardaud
Когда художнику Микаэлю Кайу было несколько лет от роду, он обожал рисовать на стенах причудливые узоры. Как правило, такое самовыражение приводило к долгим диспутам с мамой, но творческие порывы не ослабевали. Знала бы тогда мадам Кайу, что ругает будущую знаменитость в области интерьерного дизайна, чьими работами и обоями люди будут счастливы украсить собственные стены и с которой будут охотно сотрудничать люксовые бренды, например фарфоровый дом Bernardaud. Во главе дома до сих пор стоит семья Бернардо, уже пятое поколение, и они часто приглашают художников поработать над коллекциями. К тонкому лиможскому фарфору приложили руку Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн. Недавно была совместная коллекция с фондом Марка Шагала. И вот сейчас очередная новинка — коллекция Feerie, которую создавал Микаэль Кайу.
В свое время Кайу легко приняли в Ecole Duperre Paris (Школа прикладных искусств в Париже), высоко оценив его талант изображать насекомых. Собственно, кроме них, художник почти ничего не рисовал. Особенно его привлекали мухи: огромные глаза, прозрачные крылья, изогнутые лапки. В одном интервью Кайу объяснил, что слово «la mouche» во французском означает не только муху как насекомое, но и мушку — накладную родинку, которой дамы украшали себя в XIX веке: мушки дамы наклеивали не только на лицо, но и на зону декольте, таким образом оставляя кавалерам игривые сообщения. Кайу тоже оставляет сообщения в своих работах, которые не все, впрочем, замечают. Впоследствии муха стала эмблемой бренда Michael Cailloux. Символом жизни и смерти одновременно.
Под именем Michael Cailloux продаются не только очень дорогие обои и настенный текстиль с замысловатыми изображениями насекомых, зверей, растений, людей, но и доступные шарфы, книги, блокноты. Хит продаж — украшения для стен. Так Кайу называет металлические чеканные панно. Он обожает ар-нуво, изучает искусство фламандских и голландских мастеров XVII века, исследовал китайскую технику вырезания из бумаги и чеканку по меди, вдохновляется гравюрами и офортами — все эти декоративно-прикладные техники и художественные вехи художник смешал в коктейль в своем эклектичном творчестве, основанном на оптических иллюзиях и шутках подсознания.
Его ироничные сюжеты — птица с головой слона в шутовском колпаке, сидящая на ветке дерева, киты, гуляющие по саду, ящерица, прикрывающая лапками женскую грудь,— не остались незамеченными и семьей Бернардо. Но для фарфора художник решил разработать более нежные и понятные узоры: «Мне хотелось создать праздничный и солнечный дизайн, придумать нежные рисунки. Так появились маленькие одуванчики, клевер, лепестки вишни, похожие на звездное небо, колибри и бабочки, порхающие среди золотых бликов». Каждый элемент Кайу создавал отдельно и потом сочетал в неожиданных и неповторяющихся комбинациях.
В коллекцию вошли суповые, обеденные и десертные тарелки, тарелки для сервировки салатов, мяса или рыбы, миски, соусники, чайные и кофейные сервизы. Все это можно рассмотреть и приобрести в ЦУМе и в интернет-магазине Tsum.ru.