Электросамокаты поедут за правами
Какой правовой статус у владельцев транспортного средства
Мощный электросамокат — это почти мопед, и ездить на нем без прав нельзя. В МВД разъяснили правовой статус владельцев и арендаторов электрических скутеров. Там подчеркнули, что самокат мощностью выше 250 Ватт — это полноценное транспортное средство, и на водителя распространяются санкции, прописанные в Кодексе об административных правонарушениях, а именно — штрафы от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Двигатель в 250 Ватт позволяет электросамокату разгоняться примерно до 25 км/ч. И в данном случае именно скорость, а не мощность, должна быть определяющим критерием, поясняет сооснователь сервиса аренды самокатов Lite Андрей Куприков: «Действительно, в законе прописано, что транспортные средства мощностью больше 250 Ватт являются мопедами, на них нужны права категории М. Но зарубежные страны пришли к тому, что регулирование основывается на скорости, и самокатом считается транспортное средство с максимальной скоростью до 25 км/ч, а все, что быстрее, это уже мопеды.
Для нашего бизнеса это ограничение проблемой не является, потому что все наши самокаты имеют максимальную мощность 250 Ватт и ограничение скорости 25 км/ч. Как следствие, нам не нужно спрашивать права, специальных требований к нашим клиентам мы не предъявляем. Планируем вполне себе комфортно, в том же режиме работать до конца сезона. Я думаю, что мы отработаем еще часть октября, будем смотреть по погоде».
Большинством самокатов, представленных на маркетплейсах, можно управлять без водительского удостоверения. Впрочем, даже если мощность девайса — 350 Ватт, он все равно не поедет быстрее 25 км/ч, а значит, можно оспорить его принадлежность к классу мопедов. Минтранс сейчас готовит поправки к ПДД, в которых пропишет требования к водителям электросамокатов.
Что изменится в ПДД
Пока же, несмотря на пристальное внимание властей, самокатов в городе становится все больше. За минувшее лето появилось очень много прокатных сервисов. Это сложный, но перспективный бизнес, говорит основатель издания «Трушеринг» Юрий Николаев: «Сейчас, допустим, у нас в Москве есть два крупных оператора — Whoosh и URent. Смысл в том, что Whoosh, например, дептранс разрешил встать на юго-западе, а URent нет, а клиенты на юго-западе Москвы более платежеспособные. В связи с этим получается история, когда Whoosh может себе позволить на повышенном спросе так называемом повышать цену, она доходит до 9 руб. в минуту, если я ничего не путаю. Вот теперь давайте посчитаем: 9 руб. в минуту — это практически как взять автомобиль в каршеринге, только стоимость инвентаря разная. Если самокат от 20 до 40 тыс. руб. в зависимости от производителя, то для автомобиля только лизинговый платеж в месяц 30 тыс. руб. будет. Исходя из этого, можно примерно посчитать какую-то маржинальность одной единицы инвентаря.
По ощущению, думаю, что они прибыльны с первого года работы».
По логике закона, если самокат — это мопед, то и права для управления им нужны или категории M, или категории B. То есть автомобилистам можно смело покупать электроскутер любой мощности.