«С пенсионной реформой в последние годы категорически не получается»
Дмитрий Дризе — о заморозке накопительной части пенсии
Накопительную часть пенсии опять заморозили. На этот раз до 2023 года. Соответствующий законопроект внесен правительством в Госдуму. Данная мера объясняются дефицитом Пенсионного фонда. Отчисления в накопительную часть идут на выплаты нынешним пенсионерам. При этом кабинет министров уже много лет пытается создать новый механизм для того, чтобы граждане смогли с выгодой для себя отложить деньги на старость. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что пенсионная реформа в России окончательно зашла в тупик.
Это больше не событие. Очередная заморозка накопительной части пенсии перешла в разряд чисто технических новостей. Обсуждать нечего — что тут скажешь. Однако вопросы, как это ни странно, по-прежнему возникают.
Например, почему эту самую накопительную часть взять да уже окончательно не отменить? Ясно, что дело к этому идет. И граждане вроде бы уже смирились. Но как поступить с накопленными средствами? Вернуть нельзя. Это же какая нагрузка на систему — денег-то нет! Просто взять и отобрать — теоретически, да, но здесь нужен технический механизм, требуется принять закон, регламент, как закрывать счета, осуществлять перевод финансовых ресурсов. К тому же, наверняка, найдутся подстрекатели, что начнут призывать судиться с государством, требовать возврата своих кровных.
Так что проще заморозить, и не тратить время на технические детали и не привлекать лишнее внимание.
Следующий аспект — это альтернатива накопительной части пенсии. Минфин и ЦБ в торжественной обстановке обещали не просто дать возможность создать задел на старость, но и изменить сознание людей, их образ жизни, чтобы они осознали важность процесса накопления, планирования семейного бюджета на дальнюю перспективу.
И вот так на свет появился проект под названием «Индивидуальный пенсионный капитал», сокращенно ИПК. Однако, несмотря на благие намерения власти, он вызвал много вопросов. Главный из них — так называемый добровольно-принудительный характер. Предполагалось подключать гражданина к программе без его согласия. Ну а кто не желает стать осчастливленным, — пожалуйста, пишите заявление. Понятно, что это значит: многие сразу не разберутся, что стали меньше зарабатывать, а пока сообразят — пройдет пара тройка месяцев. А кто-то, может быть, и согласится — так, глядишь, казна и пополниться средствами.
Но, видимо, решили, что на фоне роста налогов и пенсионного возраста еще что-то отбирать у населения не совсем удобно. И от подобной идеи отказались. Тем не менее, ИПК трансформировался в ГПП — «Гарантированный пенсионный план». Он предлагает исключительно добровольное отчисление нескольких процентов от зарплаты на спокойную старость. Однако и этот проект застрял на стадии обсуждения. Причина понятна: без принуждения охотников вступить в него найдется немного. Почему так происходит, ответ обозначен выше.
Государству доверять нельзя, нет гарантий, что и эти деньги в один прекрасный день не заморозят, так же как накопительную часть пенсии.
Поэтому самым надежным способом накопить на старость является кубышка, под матрасом. А лучше взять все и сразу потратить, дабы не съела инфляция. Нет денег — нет проблемы.
В нынешней ситуации лучше не тратить время на эксперименты. Любая инициатива вызывает опасения — видно опять придется раскошелиться. У нас сейчас по многим направлениям все непросто. Однако с пенсионной реформой в последние годы категорически не получается. Почему так происходит? Видно время такое, сложное. Но если нет идей, лучше не пытаться, а то как бы хуже не было.