Масковый лай
Пермских перевозчиков могут начать штрафовать за отсутствие СИЗов у пассажиров
Краевой Роспотребнадзор предлагает ввести штрафы для перевозчиков, в транспортных средствах которых будут обнаружены пассажиры без масок. Участники рынка не согласны с этим требованием. Перевозчики отмечают, что в долгосрочных контрактах, по которым они сейчас работают, такая обязанность не прописана. Бизнесмены жалуются также, что на покупку такого количества масок требуется слишком много средств, при этом пассажиры их надевать отказываются. В мэрии соглашаются, что ежедневно обеспечивать около 640 тыс. пассажиров масками перевозчики не смогут, и обещают проработать этот вопрос с надзорным органом. Эксперты обращают внимание на то, что законных оснований отказать в услуге пассажиру без маски у перевозчиков в любом случае нет.
Перевозчиков, в салоне автобусов которых будут находиться пассажиры без средств индивидуальной защиты, планируется наказывать штрафом. Как сообщил „Ъ-Прикамье“ источник на рынке, такая информация поступила от департамента транспорта администрации Перми.
Ранее пресс-служба мэрии сообщала, что в общественном транспорте Перми усилены мероприятия по профилактике распространения вирусных заболеваний. Перевозчики ведут обработку поручней и ручек после каждого рейса, а также в конце смены в парке. Контроль качества обработки подвижного состава осуществляет контрольно-ревизорская служба МКУ «Гортранс», ежедневно проверяющая машины на разных маршрутах. Кроме того, департамент транспорта направил перевозчикам письмо с просьбой обеспечить защитными масками не только персонал, но и пассажиров, которые находятся в салоне без средств индивидуальной защиты.
Гендиректор ООО «Мега-групп» Валерий Ротманов подтвердил, что в письме говорится о штрафе за провоз граждан без СИЗов. Сумму штрафа господин Ротманов не назвал, пояснив, что сейчас над этим работают юристы компании. «Но число солидное, трехзначное»,— сообщил руководитель «Мега-групп».
Перевозчики выступают категорически против этого требования. «Мы сейчас работаем по пятилетнему контракту, и по нему у нас нет обязательства выдавать всем пассажирам маски,— рассказал „Ъ-Прикамье“ источник на рынке.— Причем требуются не просто какие-то салфетки, а добротные СИЗы. А цены на них, замечу, в последнее время снова начали расти, так как ситуация с коронавирусом у нас сейчас обострилась. Я посчитал, что при нынешних расценках затраты компании на маски будут составлять около 400 тыс. руб. в день. Это слишком много. Если соблюдать это требование, то проще закрыться и не работать».
За отсутствие маски у кондукторов перевозчики тоже несут финансовую ответственность. «Только что забрал распоряжение, согласно которому должен заплатить 100 тыс. руб. У кондуктора были перчатки и маска, но последняя была надета неправильно, на одной из фотографий Роспотребнадзор увидел, что дыхательные органы не были полностью закрыты. Я, как перевозчик, не организовал контроль, и никакие доводы в суде о том, что сотрудник был обеспечен всем необходимым, не помогут»,— делится собеседник „Ъ-Прикамье“.
Дополнительных затрат требует и дезинфекция салона. Участники рынка отмечают, что весной обработка общественного транспорта проводилась централизованно за счет бюджетных средств, сейчас эта финансовая нагрузка легла на перевозчиков.
«В требовании к перевозчикам дезинфицировать салон есть хоть какая-то логика. Обязанность обеспечить работников СИЗами и контролировать их использование тоже более или менее оправданна. Это наши сотрудники, мы можем на них как-то повлиять, провести беседу. Но как заставить пассажира надеть маску? Многие из них просто отказываются. Нас обязали в таком случае не пускать человека в салон. Кондукторы возмущаются: как мы будем с ними воевать? Да и это даже физически невозможно — кондуктор один, а двери три. И с другой стороны, на каком основании мы отказываем пассажиру в услуге? Я думаю, это просто перекладывание ответственности на перевозчиков. Почему бы администрации не поставить своих людей контролировать наличие масок или, например, полицию, чтобы сразу штрафовала таких граждан? Но так же проще»,— считает Валерий Ротманов.
Известный в Перми перевозчик Олег Боровик тоже считает, что заставлять пассажиров надевать маски не должно быть обязанностью транспортных компаний. «Люди сами должны понимать эту необходимость и не идти туда, где собралось много народа, без средств индивидуальной защиты. Все-таки у нас на самом деле напряженная эпидемическая ситуация, и это уже элементарное правило»,— говорит господин Боровик.
В департаменте транспорта горадминистрации пояснили, что просьба обеспечить пассажиров масками не имеет отношения к муниципальным контрактам и исходит от краевого управления Роспотребнадзора. «В его ведении находятся все вопросы, связанные с профилактическими мерами, и выписывать штрафы за их несоблюдение — полномочия надзорного органа. Вопрос в другом. Ежедневный пассажиропоток в Перми составляет около 640 тыс. человек. Мы понимаем, что закупать такое количество масок каждый день перевозчики не смогут. Поэтому сейчас ведем диалог с Роспотребнадзором, обсуждаем разные варианты решения проблемы и в ближайшее время будем готовы их озвучить»,— прокомментировал начальник департамента Анатолий Путин.
Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова соглашается с перевозчиками, что законных оснований для того, чтобы заставить пассажира без маски покинуть салон, у них нет. «Я к этой мере отношусь крайне отрицательно. Очередная попытка заткнуть дыры в бюджете за счет бизнеса. Лучше, на мой взгляд, позаботиться о том, чтобы люди не давились в автобусах. В час пик в них точно нет никакой социальной дистанции, но это Роспотребнадзор почему-то мало волнует. При этом количество автобусов, как мы знаем, у нас собираются сократить еще сильнее»,— отмечает госпожа Гилязова.