Британскую экономику тянут вниз «Брексит» и пандемия
Экономика Великобритании по итогам второго квартала продемонстрировала рекордный спад — 19,8% по отношению к первым трем месяцам 2020-го (год к году ВВП страны сократился на 21,5%). Поскольку в первом квартале тоже был спад (2,5%), технически британская экономика вошла в рецессию. Потребление во втором квартале упало на 23,6%, капвложения — на 26,5%. В строительстве спад составил 35,7%, в промышленном секторе — 21,1%, в сфере услуг — 19,2%.
«Очевидно, что экономика страны столкнулась с сильнейшей рецессией»,— указали в британском статведомстве. Кумулятивный спад за полгода 2020-го оказался даже более выраженным, чем во Франции и Италии,— минус 21,8% против 18,9% и 17,6% соответственно. Впрочем, в Банке Англии полагают, что 90% падения уже нивелировано, а к концу третьего квартала спад по сравнению с уровнем до пандемии составит всего 3–4%.
Однако в стране сейчас вновь растет количество новых случаев заражения коронавирусом. Ситуацию также ухудшает неопределенность, связанная с исходом переговоров с ЕС по новому соглашению, описывающему условия торговли после «Брексита». Переходный период, при котором действуют прежние условия торговли в рамках единого рынка, заканчивается в конце декабря. Если к этому моменту не будет заключен новый договор, то с 1 января 2021 года компании из Великобритании и стран ЕС начнут торговать на общих условиях и платить пошлины, как сейчас делают участники внешней торговли из третьих стран.
Эти переговоры осложняет утверждение парламентом Великобритании акта о внутреннем рынке. Его положения идут вразрез с прошлогодним соглашением Великобритании и ЕС о выходе из союза. Напомним, оно предполагает отсутствие физической границы между Ирландией и Северной Ирландией (и каких-либо оснований для проверок), новый же акт позволит британскому правительству устанавливать собственные требования к экспорту. Еще один спорный вопрос касается применения госсубсидий. В Брюсселе уже грозятся подать на Лондон в суд за нарушение условий международного договора (в случае вступления акта в силу), не исключая, впрочем, и возможность договориться,— дедлайном для завершения переговоров назначен саммит ЕС, намеченный на 15–16 октября.