Британцы завершили ремонт в России
«Максидом» выкупил гипермаркеты Castorama за 7,4 млрд руб.
Британская группа Kingfisher спустя почти два года продала российский бизнес DIY-ритейлера Castorama. За магазины сети покупатель — компания «Максидом» — заплатит 7,4 млрд руб. в течение двух лет. В России дела у Castorama в последнее время обстояли не лучшим образом. В первом полугодии 2020 года выручка сети на фоне пандемии коронавируса сократилась на 27%, а сопоставимые продажи упали на 17,5%.
Британская группа Kingfisher официально сообщила, что закрыла сделку по продаже гипермаркетов Castorama в России компании «Максидом». Продавец назвал и сумму сделки — 7,4 млрд руб., или £73 млн по текущему курсу.
По условиям договора 80% суммы выплачивается при закрытии сделки, а оставшиеся 20% должны быть выплачены равными долями в течение двух лет. В британской группе уточнили, что сделка одобрена разрешением регулирующих органов и официально была закрыта 30 сентября.
Kingfisher — один из крупнейших в мире ритейлеров на рынке DIY (товары для дома, сада и ремонта), штаб-квартира находится в Лондоне. Группа управляет почти 1,37 тыс. магазинов в девяти странах мира. Штат сотрудников насчитывает 77 тыс. человек.
В России Castorama, специализирующаяся на продаже товаров для дома и ремонта, работала с 2006 года. В рейтинге DIY-ритейлеров «Infoline-Аналитики» за 2017 год сеть занимала четвертое место. Об уходе компании с российского рынка было объявлено в ноябре 2018 года. Одновременно с этим ритейлер сообщил о падении своей выручки в РФ в третьем квартале финансового 2018/19 года (закончился 31 октября) на 6,4%, до £101 млн и об операционном убытке в размере £8 млн. Оборот ООО «Касторама рус», по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2017 году снизился на 4%, до 32,49 млрд руб.
Последние четыре года ООО работало в убыток, в прошлом году он достиг 2,82 млрд руб.
В первом полугодии 2020 года выручка от работы в России британской группы Kingfisher также заметно сократилась — на 27% по сравнению с показателем годичной давности (до £112 млн), говорится в отчетности компании. При этом сопоставимые продажи (like-for-like) в России за это же время сократились на 17,5%. В Kingfisher объясняли снижение продаж в России перебоями, связанными с коронавирусом.
Общая выручка группы во всех странах присутствия за первое полугодие 2020 года снизилась на 1,3%, до £5,921 млрд. В то же время в Великобритании и Ирландии у Kingfisher продажи выросли на 3,7%, до £2,753 млрд.
О том, что «Максидом» являлся одним из претендентов на покупку российского бизнеса Castorama, “Ъ” сообщал еще в конце 2018 года.
На тот момент у Castorama в России было 18 отдельно стоящих гипермаркетов общей площадью более 225 тыс. кв. м и торговой площадью 180 тыс. кв. м, еще два объекта расположены внутри торговых центров в Москве и Челябинске. Более 80% всех площадей находились в собственности ритейлера, отмечал тогда же глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Ранее он оценивал весь бизнес Castorama в России в 24–26 млрд руб.
Совладелица «Максидома» Мария Евневич сообщила “Ъ”, что в сделку вошли все 18 объектов британской сети в России. Магазины пока продолжат работать под брендом Castorama, пояснила она, не уточнив условий его использования. «У них есть торговые точки в тех регионах, где «Максидом» отсутствует, и использование бренда Castorama позволит нам не потерять покупателей»,— уточнила госпожа Евневич. По ее словам, сделка финансировалась за счет средств собственников.
Планов по закрытию каких-то объектов Castorama у «Максидома» сейчас нет.
Для начала необходимо проанализировать каждый из их объектов с точки зрения доходности, говорит госпожа Евневич. За счет оптимизации бизнес-процессов в 2021 году убытки Castorama в России будут минимизированы, добавила она. Совокупная выручка компаний позволит им войти в тройку крупнейших DIY-ритейлеров в России, обогнав OBI, отметили в «Максидоме».
В состав «Максидома» входит пятнадцать гипермаркетов, совокупной торговой площадью 143, 3 тыс. кв. м. Основным владельцем ритейлера является Александр Евневич, которому также принадлежит крупнейший российский производитель чая и кофе «Орими Трэйд» (бренды Greenfield, Tess, Jardin, «Принцесса Нури», «Жокей»). Выручка ритейлера в 2019 году составила 23,1 млрд руб., чистая прибыль — 2,3 млрд руб.