Церковь защищает родителей от опеки
Патриарх Кирилл призвал обсудить законопроект о порядке изъятия детей
Против законопроекта о новых правилах изъятия детей из семьи, который Госдума может принять уже этой осенью, высказался патриарх Кирилл. Поправки предписывают отбирать детей только по решению суда и в случае угрозы их жизни и здоровью. Однако глава РПЦ считает, что документ «не снижает риск злоупотреблений со стороны органов опеки». Авторы законопроекта не смогли оперативно прокомментировать обращение патриарха.
Законопроект, который может изменить практику изъятия детей из семьи, внесен в Госдуму в июле главой комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и главой комитета Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. Документом предлагается производить изъятие ребенка лишь при непосредственной угрозе его жизни или здоровью на основании решения суда. Необходимые поправки вносятся в Гражданский и Семейный кодексы. Сейчас порядок отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровью закреплен в ст. 77 Семейного кодекса: его производят органы опеки на основании акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Авторы законопроекта поясняют, что «многолетняя практика свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители». Ранее эксперты в целом одобрили инициативу господ Клишаса и Крашенинникова, но призвали к ее широкому обсуждению. В частности, они указали на отсутствие в документе критериев для определения необходимости немедленного изъятия.
В дискуссию о судьбе документа вступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он в письме к председателю Госдумы Вячеславу Володину попросил о его общественном обсуждении. Предстоятель РПЦ выразил опасения, что принятие закона «сопряжено с определенными рисками» и «вызывает беспокойство общественности». Проблему «необоснованного изъятия детей у их родителей» патриарх Кирилл назвал «очень серьезной», а РПЦ «неоднократно обращала внимание на необходимость эффективной защиты граждан на законодательном уровне от необоснованного или незаконного вмешательства в семейную жизнь, в том числе и под предлогом защиты прав детей». «Требование экстренного решения суда по изыманию детей может привести к тому, что суд будет склонен опираться на мнение органов опеки, фактически легализуя предлагаемое ими решение»,— заявил патриарх. Таким образом, по его мнению, законопроект «не снижает риск злоупотреблений со стороны органов опеки». Предстоятель РПЦ попросил «депутатов организовать широкое общественное обсуждение законопроекта» и «актуального состояния и перспектив изменений законодательства о семье в целом».
Источник в Московской патриархии заявил “Ъ”, что в церкви ожидают общественного обсуждения «актуального состояния и перспектив изменений законодательства о семье, которое предложил патриарх», но пока не конкретизируют предложения к законопроекту.
Павел Крашенинников и Андрей Клишас не смогли прокомментировать “Ъ” обращение патриарха.
«Большой редкостью» назвал вмешательство патриарха в законотворческий процесс замдиректора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Роман Лункин. «Однако в случае с законом о порядке изъятия детей ситуация особая,— пояснил “Ъ” Роман Лункин.— Церковь считает семейные вопросы сферой своей ответственности, а сам глава РПЦ уже два раза выступал с законодательными инициативами по укреплению семьи в Госдуме». Господин Лункин напомнил, что законы о семейном насилии и ювенальной юстиции активно критикуются в православном сообществе за возможность вмешательства в процесс семейного воспитания и произвольного изъятия детей: «Патриарх также не может игнорировать позицию консервативных церковных кругов, которые видят опасность для традиционной семьи со стороны части либерально настроенных депутатов и членов правительства, инициирующих подобные проекты».