Приложения банков сбились в унисон
С чем могли быть связаны неполадки в системе
В приложениях сразу трех крупных российских банков произошел сбой. На проблемы в четверг пожаловались клиенты Тинькофф-банка, ВТБ и Альфа-банка. Примерно с 9 утра в течение нескольких часов пользователи не могли войти в мобильные приложения, проверить баланс на счетах, сделать перевод или оплатить покупки.
Так, клиент ВТБ, исполнительный директор «БЕСТ-Недвижимость» Лина Кочекаева рассказала “Ъ FM”М, что из-за сбоя ей не удалось оформить детское пособие: «Я была в МФЦ, мне необходимо было оформить пособие на моего ребенка, поскольку мы многодетная семья, соответственно, мне нужно было в МФЦ дать реквизиты. Безусловно, я их не знаю. Как обычно мы это делаем? Заходим в банк онлайн. Я зайти, к сожалению, не смогла, мне выдавало сообщение, что система временно недоступна, попробуйте зайти вновь. Я просидела в МФЦ почти час, в итоге так и не смогла это сделать, пособие свое так и не оформила. Очень обидно. Система заработала у меня только спустя несколько часов, и, конечно, возмущению моему нет предела».
В ВТБ принесли извинения и сообщили, что приложение уже работает исправно. О восстановлении функциональности заявили и представители Тинькофф-банка и Альфа-банка. Однако причины проблем все три кредитные организации не раскрыли.
Есть ли связь между этими сбоями? И почему они могли произойти?
Глава представительства компании Check Point Software Technologies в России и СНГ Василий Дягилев предположил, что все это может оказаться простым совпадением: «Все заявляли, что это просто, скажем так, некоторые неполадки внутри их инфраструктуры. Это может быть просто таким совпадением, потому что сегодня не было зарегистрировано никаких крупномасштабных атак, которые могли бы привести к подобному падению сервисов у перечисленных компаний. Все они используют совершенно разные платформы и подходы к организации мобильных приложений. Если бы они, например, находились на одной облачной платформе, можно было бы предположить, что какие-то проблемы были, собственно, у провайдера облачной платформы, но это не так. Скорее всего, это действительно просто совпадение».
Впрочем, возможно, одновременные сбои все-таки не случайны, рассуждает ведущий аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. По его словам, дело может быть в установке обновлений, поскольку многие компании вносят корректировки в свои программы примерно в одно и то же время: «1 октября — начало четвертого квартала. В это время очень многие организации внедряют какие-то новые функции, а поскольку сейчас все разработчики банковских и финансовых систем работают, так скажем, по спринтам, функции разрабатываются по отдельности, а не вся система целиком. Как правило, вставляется некий кусок кода, зачастую начинает конфликтовать с другим кодом, который был интегрирован ранее. Выявить это на стадии тестирования в принципе можно, но очень сложно, потому что кода очень много, писали его разные люди.
Посмотрите просто статистику: большинство каких-то косяков происходит 1 и 15 числа, потому что спринты, как правило, имеют двухнедельный цикл — это самые опасные даты для пользования финансовыми сервисами».
По данным сервиса Downdetector, из-за сбоев в банках пострадали жители не только Москвы, но и Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Краснодара.
О сбое в четверг сообщила Токийская фондовая биржа — она так и не смогла начать утренние торги. Сроки восстановления системы не уточняются. Из-за этого биржи в Нагое, Фукуоке и Саппоро также были вынуждены приостановить работу.