Ограничения зависят от сознательности граждан

При каком уровне заболеваемости власти Москвы прибегнут к экстренным мерам

Сергей Собянин ожидает роста заболевания коронавирусом, но надеется, что властям не придется вводить ограничения. По словам мэра столицы, возвращение ограничений зависит от того, как москвичи будут соблюдать санитарные требования. Число новых заболевших коронавирусом продолжает расти. 1 октября их количество превысило 2400 человек. И показатель, по словам Собянина, в ближайшее время может достигнуть трех тысяч. Однако система здравоохранения к этому готова, подчеркнул мэр. Возможны ли новые ограничения из-за пандемии? Выяснял Александр Рассохин.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Сергей Собянин неоднократно повторял, что нынешняя ситуация — это не вторая волна, а все еще первая. Просто сейчас идет всплеск заболеваемости. Вот и 1 октября в интервью «России 24» мэр вновь попытался убедить москвичей, что происходящее нельзя называть второй волной: «Второй волной обычно называют вторичное заболевание тех, кто уже переболел,— так вот этого нет. Мы видим заболевание людей, которые раньше не проходили по тестам положительным, не попадали в наши больницы».

Впрочем, специалисты, с которыми пообщался “Ъ FM”, не согласны с мэром. Непонятно, почему власти остерегаются этого понятия, задается вопросом вирусолог Андрей Летаров, все это напоминает терминологический спор.

«Сейчас нет термина, устоявшегося строго в каких-то рамках. Мы сейчас говорим о волне в виде изгиба вверх кривой заболеваемости. Далеко не обязательно она должна быть связана с повторным заражением уже переболевших.

Я не очень понимаю, почему вторая волна звучит более угрожающе, чем новый подъем заболеваемости.

Хоть горшком назови, лишь бы не госпитализировали»,— отметил вирусолог.

Сергей Собянин признал, что заболеваемость, вероятно, продолжит расти и вскоре число новых случаев достигнет трех тысяч человек в сутки. Такие же показатели были в мае. Однако власти готовы к новым вызовам. Число мест в больницах постоянно увеличивается, работают мобильные госпитали. Пожилым людям рекомендовано соблюдать домашний режим и без надобности не выходить на улицу.

Но возможно ли введение других ограничений? Это произойдет только, если москвичи не будут соблюдать меры безопасности, подчеркнул Собянин.

Но при каких условиях власти могут прибегнуть к жестким ограничениям? К примеру, вернуть режим самоизоляции. Только если уровень смертности начнет резко расти, подчеркивает кандидат медицинских наук Кирилл Маслиев: «Повторной массовой изоляции экономика не выдержит.

Весь акцент будет направлен на то, чтобы ежедневно мониторить количество смертельных случаев, потому что это, действительно, один из самых основных показателей.

Если при 1 млн заразившихся умрет 100 человек, конечно, каждая жизнь важна, но это не такой драматичный сценарий. Если же уровень смертности достигнет от количества регистрируемых случаев инфекции порядка 5-6%,— это уже достаточно серьезный сигнал для того, чтобы задуматься о более серьезных мерах по ограничению».

Собеседники “Ъ FM” предполагают, что могут вернуться ограничения для общепита, например, на количество посетителей в заведении. Однако на жесткие меры, как прошедшей весной, власти не пойдут, уверен директор Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии Денис Колбасов: «Количество случаев инфицирования весной и сейчас при сопоставимом уровне тогда меры предпринимались куда более жесткие, потому что была масса неясных вопросов, и как будет развиваться ситуация, и как ей управлять, как лечить людей, чтобы снизить тяжесть последствий. Сейчас эти знания есть и, наверное, это-то позволит управлять ситуацией».

Сергей Собянин также надеется, что первая крупная партия вакцины в Москву поступит в ноябре-декабре. Впрочем, собеседники “Ъ FM” сомневаются, что этого количества будет достаточно. Промышленные мощности в России еще долго не позволят выпускать препарат в необходимых объемах. И не стоит забывать, что вакцина «Спутник V» до сих пор не прошла финальный этап исследований.

По словам Сергея Собянина, от коронавируса привито около 600 медиков. Еще порядка шести тысяч добровольцев вакцинированы в рамках исследования препарата.

Вся лента