Нечего на мусор пенять, коли база крива
Алексей Шаповалов об особенностях претензий Росприроднадзора к ответственности рынка
В каждой истории передела рынков есть формальная и неформальная часть. Хорошим примером такого передела в России стал рынок отходов (в идеале — вторсырья). Еще в 2017 году в РФ запущен механизм расширенной ответственности производителей (РОП) за утилизацию выпущенных ими товаров и упаковки. Компании могут выбрать выполнять нормативы утилизации самим (или в ассоциациях) или платить экосбор.
Работа механизма вызывала претензии — ряд компаний успешно лавировали между уплатой сбора и утилизацией, и чиновники Минприроды решили ввести стопроцентный норматив утилизации, что означало бы неформальную отмену РОП для большинства игроков (см. “Ъ” от 3 марта и 30 июля). Единственная ассоциация, поддерживающая такой подход,— «Лига переработчиков макулатуры» (производители картона), которые могут выполнить 100-процентный норматив, получив и дополнительные потоки сырья, и налоговые льготы как субъекты РОП, а также производители упаковки с высокой долей вторсырья.
Противников требования часто обвиняют в недобросовестном исполнении РОП. Одним из формальных проявлений стал запрос первого зампреда комитета Госдумы по экологии Николая Валуева в Росприроднадзор с просьбой проверить исполнение Сoca-Cola, Danone, Procter & Gamble, Heineken, Danone и других их обязательств по РОП. В мае господин Валуев получил ответ от главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, в котором говорится, что некоторые из компаний—членов ассоциации РусПЭК (объединяет производителей, поддерживающих РОП), в том числе Coca-Cola и Danone, не отчитались о выполнении РОП — не организовали утилизацию отходов и (или) не уплатили экосбор.
Но уже после того, как по результатам ответа депутат написал запрос в Генпрокуратуру, оказалось, что природоохранное ведомство выдало данные проверок либо компаний с неверными ИНН, либо не являющихся субъектами регулирования (как ООО «Кока-Кола Софт Дринк Консалтинг», обязательств в рамках РОП не несущее) либо и вовсе сообщало об отсутствии данных по экосбору и отчетности предприятий.
В итоге РусПЭК написал обращение к госпоже Радионовой (есть у “Ъ”), где сведены данные по субъектам регулирования и датам сданной отчетности, но ответа, по данным “Ъ”, пока не получил. «В течение как минимум четырех лет (с 2017 года) на государственном уровне отсутствует база данных юрлиц—субъектов РОП, не ведется должный учет отчетности, объемов утилизированных отходов и поступивших средств экосбора»,— удивляются в РусПЭК. В Минприроды же продолжают всерьез планировать поступления экосбора на 2024 год, хотя от идеи повсеместного введения 100% нормативов уже отказались.