Уголь и алмаз

Большие деньги на черное

Кроссовер Rolls-Royce Cullinan в исполнении Black Badge вовсе не должен иметь обязательно черный кузов, на выбор предлагается любой цвет из богатой палитры. Однако нам для изучения достался автомобиль угольного окраса. И сразу придумалось, куда надо ехать ради эффектной фотосессии.

Фото: Вячеслав Крылов

Александр Катаев

Определенно людям очень повезло найти, понять и применить уголь. Ведь именно он, как утверждают энциклопедии, оказался первым из освоенных видов ископаемого топлива, и его начали использовать в разных частях мира с незапамятных времен, еще за две тысячи лет до нашей эры. Основным источником энергии для прогрессивной цивилизации уголь стал в начале позапрошлого века вместе с интенсивным расширением промышленности и парового транспорта. И вот уж сколько угля сгорело, однако порода и сегодня значится среди главных полезных ресурсов.

Итак, очередная осень, пора отопления. Начинается сезон повышенного расхода угля. Оживляются и пополняются площадки профильных торговых компаний. По дороге к нашей цели – одной из таких площадок с черными горами на продажу – изучаем общедоступную угольную статистику.

Любопытно, что в странах Евросоюза из-за программ по борьбе с изменением климата и возобновляемой энергетики потребление породы ощутимо падает, да и в целом по развитому миру есть тенденция постепенного уменьшения интереса к такому горючему. Но очевидно, что действительно серьезные и глобальные перемены наступят еще очень нескоро. А до той поры в первых строчках статистики потребления – Китай, на который приходится почти половина мирового спроса, далее следуют Индия, США и Россия. Планетарные траты угля ежегодно исчисляются сотнями и сотнями миллионов тонн.

Для полноты картины

Разумеется, угольная индустрия – одна из самых прибыльных. Это миллиарды и миллиарды в различных денежных единицах. Огромные, колоссальные, неимоверные Деньги. Еще и поэтому дорогущий автомобиль Rolls-Royce уместно запечатлеть в окружении черных гор. Прибыв на место съемки и разузнав здешние цены на кузбасскую породу россыпью, мы приблизительно прикинули соотношение величин в рублях. По самым общим прикидкам стандартный Cullinan – это как один наполненный железнодорожный состав. Исполнение Black Badge дороже стандартного на тринадцать миллионов – ну, состав будет несколько длиннее.

А также помним, что Cullinan вообще-то алмаз. Автомобиль назван в честь самого большого и дорогого когда-либо найденного алмазного камня. Откопали сокровище в 1905 году на территории Южной Африки, назвали в честь владельца рудника Томаса Каллинена. Ныне камень разделен на девять частей, одна из которых украшает британскую корону. Так вот у алмазов с углем схожее строение. В общем, пора начищать и выставлять кроссовер для нашей серии фотографий, в которой органично сойдутся несколько тематических линий. Черное к черному. Дорогое к дорогому. Уголь и алмаз.

Черный Знак

Намечаем композиции кадров, а владельцы площадки рассказывают всяческое интересное про угольные дела. На территории в основном насыпаны очень удачные как топливо антрацит и каменный уголь. Всего же по составу и происхождению различают около девяти десятков разновидностей породы. А по характеристикам и маркировкам есть уголь длиннопламенный, длиннопламенный газовый, жирный, коксовый, слабоспекающийся, тощий. Важное значение имеет зольность, то бишь количество золы после горения: чем ниже зольность, тем лучше качество угля. И много других сведений, на фоне которых работа журналистом начинает казаться совсем нехитрой – есть буквы, есть знаки препинания…

А вот какие моменты имеют важное значение у версии Black Badge. Название переводится как «Черный Знак», и первым делом речь идет про декор. Фигурка на капоте здесь предстает в темном обличье и покрыта глянцем, шильдики тоже затемнены. Окантовка решетки радиатора, нижние воздухозаборники, выхлопные трубы и ручка багажной двери покрыты черным хромом. Колесные диски особенные. В отделке салона много углепластика – опять-таки к теме всего углеродного.

«Знаковые» отличия и в моторном отсеке. Бензиновый V12 объемом 6,75 литра в стандартном варианте выдает мощность в 571 л.с. и крутящий момент в 850 Нм. Для исполнения Black Badge двигатель форсировали – в основном изменениями в электронике, – так что теперь под капотом 600 л.с. и 900 Нм. На подрулевом переключателе автоматической коробки имеется кнопочка Low, нажатием которой активируешь максимальную отдачу, вроде спортивного режима. Аккомпанемент соответствующий: иная выпускная система дает более густой низкий звук.

Подвеска перенастроена, заявлена как более плотная и драйверская. Тормоза с непременно красными суппортами доработаны, лучше вентиляция, а реакции на перемещение педали острее обычного. Однако общие впечатления от езды на кроссовере острыми не назовешь. Сильными – да!

По-крупному

Cullinan не стартует, он отправляется – как здоровенный корабль. Когда исполин стоит на фоне угольных гор в отрыве от привычной системы координат, к размерам корпуса как-то незаметно привыкаешь. Разве только с пониманием, что очень долго перемещаешься вдоль борта, вытирая с него пыль.

Но когда выруливаешь на дороги – совсем другое дело. Перед капотом аккуратно встраивается небольшая машина, а через мгновение мы узнаем в ней Range Rover. Тут, впрочем, тоже дело привычки. Седан Rolls-Royce Phantom, на основе которого построен Cullinan, тот воспринимается как вовсе необъятный, а габариты кроссовера проще соизмерять с движением окружающего мира.

Как ни осторожничай среди других участников движения, черный Cullinan почти физически давит авторитетом. Иногда получается нравоучительно. На заправке занимаем очередь за MINI, который с верхотуры кажется вовсе игрушечным. Владелец «миника» не счел нужным освободить место у колонки, пьет себе кофе. Сохраняем спокойствие. Но как забеспокоились заправщики! Вот они гневными криками вызывают кофемана на улицу, показывают на громоздящийся Rolls-Royce. Человек разом теряет уверенность в том, что весь мир его подождет, суетливо прыгает за руль, быстренько отгоняет игрушку. Неужели для этого обязательно должен был подъехать Cullinan?

Дальше как в том анекдоте. «Вы мотор-то заглушите, а то так никогда не заправитесь!» Столитровый бак все наполняется и наполняется бензином 98. Мы в некотором унынии, потому что борткомпьютер констатирует близкие к паспортному среднему расходу числа только при совсем уж полусонном движении. В обычном же темпе на дисплее высвечиваются данные о двадцати литрах.

Полный вперед

Тратить бензин одно удовольствие. Жмем упомянутую кнопку Low, давим на педаль газа… После небольшой паузы полноприводный Cullinan увеличивает скорость так, словно разом сбросил половину массы. Напористо. Но без драмы. Просто лихо убыстряются стрелка спидометра – ого, уже 150! – и картинка за окнами. Шумоизоляция почти безупречная, поэтому шум могучего моторища отдаленный, доносится «откуда-то оттуда».

Если никогда до этого не ездили на моделях Rolls-Royce, откроете для себя Плавность хода. Да, разумеется, с этакими 22-дюймовыми колесами Cullinan все же реагирует на стыки и резкие края неровностей. А в остальном комфорт очень высокий! Например, при проезде «лежачего полицейского» чувствуешь себя так, словно летишь на самолете и он качнулся, пересекая воздушное течение.

На прямой та самая заявленная фирмой повышенная плотность подвески не ощущается. Но в крутых поворотах полноуправляемая ходовая показывает отрадную собранность. И несмотря на большую высоту кузова, Cullinan по управляемости в чем-то интереснее, нежели Phantom. В отличие от седана, кроссовер предполагает, что владелец нередко будет сидеть за рулем. Сзади обязательно тоже – это Rolls-Royce!

История в деталях

Носовая фигурка «Дух экстаза» здесь с эффектным затемнением. Это подвижный элемент. Поднимать или опускать маскот можно с помощью меню. Кстати, о перемещениях вверх-вниз: для удобства посадки пассажиров Cullinan умеет опускаться на 40 мм.

Фото: Вячеслав Крылов

Черный цвет кузова, кажется, поглощает солнечные лучи, никак их не отражая, и приходится всячески подсвечивать автомобиль дополнительно, чтобы объектив камеры мог рассмотреть подробности. Фотограф уже потратил один комплект батареек для вспышки. Объявляется перерыв. И мы разъясняем владельцам площадки некоторые интересные особенности модели.

Слева от руля кнопка, которая позволяет задействовать сразу несколько систем безопасности. На тоннеле кнопка режима Off-road, в котором пневмоэлементы поднимают кузов на 40 мм, и дорожный просвет увеличивается до 213 мм. Рядом кнопка системы круговых камер с изобретательной графикой. Кресла предлагают восемь программ массажа. Между задними индивидуальными местами предусмотрены два мини-бара. Отделка потолка под звездное небо с регулировкой яркости созвездий – как пример опции, цена 1,6 млн. В задних дверях упрятаны зонтики. Багажный отсек отделен стеклянной перегородкой, которая в холодную погоду сохраняет тепло салона.

На нижней части багажной двери могут быть расположены опционные раскладные сиденья со столиком. Предполагается, что кроссовер доедет до точки с красивым видом, владелец откинет такое сиденье и будет созерцать, наслаждаясь свежим воздухом…

Владельцы площадки качают головами и охотно соглашаются с нашим утверждением, что Rolls-Royce это все же не столько автомобиль, сколько удивительное явление в лучшем из миров. На память об исполнении Black Badge нам остается угольная чернота на обуви, которую после фотосессии понимаем как цвет больших денег.

Редакция благодарит ООО «Первая угольная компания» за помощь в организации съемок

Rolls-Royce Cullinan Black Badge

Двигатель, тип бензиновый, V12, битурбо
Объем двигателя, л 6,75
Максимальная мощность, л.с. при об/мин 600 при 5250
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 900 при 1700
Трансмиссия АКП, 8
Привод полный
Максимальная скорость, км/ч 250
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 5,2
Средний расход топлива, л на 100 км 15,1
Цена в России, руб. 38 000 000
Вся лента