Музыка как инвестиция
Какие финансовые инструменты используют певцы и лейблы для привлечения средств
Самые очевидные способы дохода музыкантов и звукозаписывающих компаний — это собственно средства от продажи музыки, на пластинках или через стриминговые сервисы. Тем не менее все чаще к зарабатыванию денег в этой сфере подходят, используя методы, опробованные финансистами и создателями стартапов. Отсюда и проведения IPO и инвестиции в роялти, и выпуск облигаций под обеспечение музыкальным контентом и поиск инвесторов по модели хайтек-стартапов.
IPO в мире музыки
На этой неделе корейский музыкальный лейбл Big Hit Entertainment, самым популярным проектом которого является группа BTS (это и в целом самая популярная k-pop-группа) провел IPO на Корейской бирже. Акции Big Hit были выпущены по цене $135, в общей сложности в ходе IPO компания привлекла 963 млрд вон ($822 млн), тем самым ее капитализация составила 4,8 трлн вон ($4,1 млрд). Семеро участников BTS перед размещением получили в общей сложности 1,5% акций компании — каждый участник получил около 68 тыс. акций Big Hit, стоимость каждой доли составляет около $7,9 млн.
Выход на биржу, выпуск облигаций и другие финансовые инструменты, а не только непосредственно продажа музыки, билетов на концерты и т. д. становятся все более популярным источником дохода для музыкантов, лейблов и других компаний это сферы.
В июне IPO на NASDAQ провел третий по размеру рекорд-лейбл в мире — американская Warner Music Group, в студиях которой в разные годы записывались альбомы таких музыкантов и групп, как Queen, The Beatles, Led Zeppelin, Боб Дилан и Эд Ширан. В ходе IPO она привлекла $1,93 млрд, тем самым компания в целом оценивается в $12,75 млрд. В начале года французская медиагруппа Vivendi, которой принадлежит крупнейший в мире рекорд-лейбл Universal Music Group, заявила о намерении провести его IPO в ближайшие три года — хотя, конечно, эти планы могли измениться из-за пандемии.
Активно становятся публичными компаниями и музыкальные стриминговые сервисы. В 2018 году прямое размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) провел шведский музыкальный сервис Spotify — самый известный стриминговый сервис такого рода в мире. Акции компании торговались в момент открытия торгов по $165,9, общая стоимость Spotify составила тогда $26,5 млрд. В декабре того же года IPO провел китайский аналог Spotify и крупнейший в мире музыкальный стриминговый сервис Tencent Music. В ходе размещения на NYSE он привлек $1,1 млрд, а общая капитализация его составила $21,3 млрд.
Торговля и инвестиции в роялти
Одним из самых очевидных источников дохода в музыке являются роялти — денежные отчисления, получаемые музыкантами и композиторами за исполнение, распространение и т.д. их произведений. Роялти также становятся предметом торговли и инвестиций. C 2011 года работает онлайн-платформа Royalty Exchange — она предназначена для покупки и продажи роялти разного типа, но в основном именно музыкальных. В 2017 году Royalty Exchange купила права на 25% каталога песен рэпера Эминема у его продюсерской компании FBT Productions, затем она передала их своей дочерней компании Royalty Flow. Royalty Flow хотела провести размещение своих акций на NASDAQ и прилечь в ходе этого размещения от $11 млн до $50 млн — хотя эта сделка в итоге сорвалась, она демонстрирует общую привлекательность проектов такого рода.
Некоторые инвестфонды специализируются конкретно на роялти.
По данным консалтинговой компании Cambridge Associates, в период с 2013 по 2017 год инвестфонды этой сферы собрали около $1 млрд на инвестиции в музыкальные роялти. Среди такого рода фондов — Round Hill Music Royalty Partners, которая приобрела права на доходы от воспроизведения многих песен The Beatles и The Rolling Stones. Фонд Hipgnosis Songs Fund покупает права на песни и каталоги песен — в общей сложности у фонда уже есть права на более чем 13 тыс. композиций, его выручка в прошлом году составила около $81 млн. С 2018 года акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже.
В Hipgnosis Songs Fund отмечают, что песни и роялти на них — хорошая долгосрочная инвестиция, доходы по которой в удачных случаях можно получать десятилетиями. Инвестиции в музыкальные роялти — один из видов так называемых альтернативных инвестиций, популярность которых в последние годы растет: сюда относят, например, инвестиции в коллекционные вина и виски, предметы искусства, автомобили и коллекционные монеты.
«В этих новых и в некоторой степени непредсказуемых рыночных условиях альтернативные инвестиции выходят на первый план, инвесторы рассматривают их как способ защиты от волатильности, а также возможность диверсификации дохода,— отмечает основатель европейской платформы для торговли музыкальными роялти ANote Music Марцио Скена.— В пространстве, созревшем для жизнеспособных заменителей традиционных инвестиционных методов, музыкальные роялти оказываются инновационной новой инвестиционной структурой с управляемым профилем рисков, к чему и стремится большинство розничных инвесторов».
Облигации под залог музыкантов
Есть и инвестфонды, деятельность которых сосредоточена в целом вокруг музыкальной сферы,— это, например, запущенный известной инвесткомпанией BlackRock фонд Alignment Artist Capital или Unison Fund. Музыканты для таких фондов — что-то вроде технологических стартапов с точки зрения инвесторов, вкладывающих деньги в хайтек, в них инвестируют в обмен на ту или иную долю дохода от их альбомов и выступлений в будущем. Alignment Artist Capital обычно вкладывает в музыкальные проекты от $5 млн до $20 млн и прогнозирует доход в размере 10–15% в сроки от трех до шести лет.
Обычно Alignment Artist Capital инвестирует в достаточно новых, но уже сколько-то состоявшихся певцов, которые уже выпустили ставшие известными альбомы — фонд планирует получить свой процент с их будущих доходов от выступлений и альбомов.
Некоторые музыканты сами активно занимаются своими финансами: как пишет The Guardian, британская рок-группа Radiohead за несколько десятилетий своего существования зарегистрировала несколько десятков компаний. Некоторые из них создавались под определенные направления деятельности, например, компания W.A.S.T.E Products занималась производством и продажей товаров с символикой группы. Однако, большинство этих компаний с такими названиями, как LLLP LLP, Random Rubbish или Dawn Chorus, открывались под конкретные события и связанные с ними доходы (или убытки), например, выпуск нового альбома или гастрольный тур, а затем ликвидировались.
«Это вполне осмысленно для них — делать отдельную компанию под каждый отдельный проект,— рассказывает Филиппа Конор, директор компании RNF Business Advisory, сотрудничавшей с группой в финансовых вопросах.— Наличие отдельных компаний в числе прочего защищает их, так что если что-то пойдет совсем плохо с одним из бизнесов, это не разрушит всю конструкцию. Если бы у них была запись, на которой они быстро теряли бы деньги, они не хотели бы, чтобы это затронуло все остальное».
Общество по защите прав европейских музыкантов и композиторов SESAC в прошлом году выпустило облигации на $560 млн под обеспечение контента, созданного сотрудничающими с ним музыкантами.
SESAC сотрудничает с более чем 35 тыс. музыкантов и занимается сбором роялти за исполнение их песен и передачей этих доходов им. Среди музыкантов, сотрудничающих с SESAC,— Боб Дилан, Адель и группа Guns N’Roses. Само общество еще в 2017 году было куплено инвестфондом Blackstone за $1,3 млрд.
Есть и еще более экзотические способы привлечения финансов в музыкальной сфере. В 2017 году стартап Vezt объявил о проведении ISO, что расшифровывается как Initial Song Offering, то есть первичный выпуск песни (по аналогии с ICO — первичным выпуском токенов): фанатам рэпера Drake предлагалось профинансировать выпуск его нового клипа «Jodeci Freestyle», купив собственную криптовалюту Vetz — VZT. Связать криптовалюты и создание музыки попытался целый ряд стартапов, в том числе Choon, Ujo Music, Fanmob и SingularDTV, однако ни один из этих проектов не оказался слишком удачным.