Мало не покажется
Аукцион детских олдтаймеров, похожих на настоящие автомобили из прошлого
На торги The Elkhart Collection, устраиваемые аукционным домом RM-Sotheby's 23 и 24 октября 2020 года, можно смело брать с собой детей и не оставлять их в игровой комнате, ведь среди лотов будут детские автомобили. И вовсе не те, что можно купить в магазине игрушек, а настоящие олдтаймеры для детей.
Bugatti Type 52 «Baby Bugatti»
Гоночный Bugatti Type 35 считается самым удачным творением Этторе Бугатти, и статистика это только подтверждает. Успех этой гоночной модели был поистине феноменальным: победы в более чем тысяче гонок, первые места на пяти Targa Florio с 1925 по 1928 год, первое место на чемпионате мира 1926 года после 351 победы и 47 рекордов. В среднем выходило по 14 призов в неделю.
Восторг по поводу Bugatti Type 35 разделял не только сам Этторе, но даже соперники на трассах. Вот что сказал руководитель гоночной команды Mercedes-Benz Альфред Нойбауэр: «На старте третьего Гран-при Германии стоят 34 машины. На мачтах развеваются флаги Англии, Франции, Италии, Чехословакии и Германии. Этторе Бугатти, знаменитый конструктор, вызвал Mercedes-Benz на бой. Он прислал на Нюрбургринг 17 машин. Я знаю: это будет борьба до последнего. Ведь великий Бугатти кое-что понимает в гоночных автомобилях. С тех пор как он двадцать лет назад основал свою фирму в Мольсхайме в Эльзасе, он построил всего пару тысяч машин. Но они – это что-то особенное! Нужно сказать, что, итальянец по рождению и француз по собственному выбору, Бугатти родом из семьи скульпторов. Неудивительно, что каждая Bugatti, покидавшая его завод, это настоящее произведение искусства. Цены соответствующие: за быструю восьмицилиндровую машину с компрессором на стол монсеньора Бугатти тогда надо было выложить около 35 тысяч марок».
Кроме большой и настоящей Type 35, в начале тридцатых годов «монсеньер» сделал еще и маленькую копию Baby Bugatti для детей своих клиентов. Детская машинка приводилась в движение электромотором, работавшим от аккумулятора, и пользовалась большой популярностью. Настолько, что даже в более позднее время различные производители стали выпускать их реплики. Одна из них, окрашенная в фирменный голубой цвет, в который красились гоночные Bugatti, выставлена на торги The Elkhart Collection.
Jaguar XK 120
История появления на свет «сто двадцатого» совсем не детская. По легенде отец-основатель марки Jaguar сэр Уильям Лайонс придумал профиль автомобиля, глядя на сигару. Впрочем, ребенку это вряд ли стоит говорить. Лучше рассказать, что XK 120 был одним из лучших родстеров конца сороковых годов, а сейчас является настоящей классикой. «Недавно купил себе "Ягуар". Английская штучка. Может делать 120 миль в час», – писал Джером Дэвид Сэлинджер в романе «Над пропастью во ржи».
Вариант для детей до такой скорости, конечно же, не разгонится, но в нем почти все как в настоящем, и даже под капотом никакой не электромотор, а настоящий двигатель внутреннего сгорания, работающий в паре с автоматической коробкой передач.
В салоне – такой же руль со стальными спицами и деревянным ободом, а еще замок зажигания, переключатель освещения, кнопка звукового сигнала, спидометр и тахометр. Есть даже рычажок с надписью «Холодный пуск», необходимый юным автовладельцам с берегов Туманного Альбиона. Сам салон тоже как у настоящего родстера, обходившегося без складного тента, стекол в дверях и наружных дверных ручек – чтобы попасть в салон, нужно было открыть дверь изнутри, дернув за шнур. Тент снимался отдельно и ставился на съемный каркас из трубочек, а боковины дверей были мягкими с целлулоидными стеклами. У детского Jaguar тента и боковин нет, как нет и дверей, но выполнен он в духе настоящего XK 120. Даже цвет ягуаровской гоночной команды – зеленый.
Центральное расположение руля подразумевает, что детский Jaguar сделан только для одного ребенка. Но удивительное дело – в интернете попадаются фотографии, где таким детским родстером управляют взрослые дяди. Кстати, маленький Jaguar подойдет не только мальчику, но и девочке, ведь среди владельцев настоящих «сто двадцатых» были такие звезды, как Грейс Келли и Мэрилин Монро, – а кто же из юных леди не мечтает стать принцессой или актрисой!
Mercury Monterey
Автомобильная марка Mercury прекратила свое существование в 2011 году и сейчас, что называется, не на слуху, поэтому, чтобы объяснить ребенку, что это за такая странная машинка с необычным названием, потребуется рассказать почти сказку.
Был у «автомобильного короля» Генри Форда сын Эдсел, решивший создать в 1938 году новую марку Mercury, чтобы выпускать модели среднего класса. Не такие дорогие и роскошные, как Lincoln, но и не такие дешевые и доступные, как Ford. Имя было самое подходящее: так называется самая близкая к Солнцу планета, кроме того, еще и самая быстрая, поскольку движется по небу быстрее других. Саму планету назвали в честь древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли, прибыли и обогащения, приходящего сыном самому Юпитеру. Так у Buick и Chrysler появился новый конкурент.
Если с Mercury все понятно, то Monterey – это название залива на берегу Тихого океана, расположенного вдоль центрального побережья Калифорнии. Назвали его так еще в 1602 году в честь испанского графа Монтеррея, вице-короля Новой Испании – испанской колонии в Северной Америке. К слову, все близлежащие к заливу географические объекты, будь то город или каньон, тоже носят название Монтерей. Любят американцы звучные европейские имена. Модель под названием Monterey выпускалась на протяжении 22 лет, с 1952 по 1974 год.
Для детской машинки в качестве прототипа выбрали Mercury Monterey конца пятидесятых годов с характерным четырехфарным освещением и ярко выраженными хвостовыми плавниками с двойными молдингами, образующими рельеф задних крыльев. Машинка не педальная, а электрическая, но проработать как следует приборную панель создатели детского Mercury Monterey поленились. Спидометр, приборы, кондиционер, магнитола, кнопки на панели, переключатели, перчаточный ящик – все нарисовано на бумаге, как камин в каморке папы Карло.
«Москвич»
В СССР мечтой чуть ли не каждого взрослого был личный автомобиль, а мечтой ребенка – педальный. Такой, как этот «Москвич», выпущенный там же, где делались и настоящие «Москвичи» – на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола, или сокращенно АЗЛК. Внешне этот педальный «Москвич» спереди напоминает 408-ю модель 1964 года с двумя круглыми фарами, а сзади – 412-ю с горизонтальными фонарями. Кстати, именно в таком сочетании «Москвичи» выпускались в Ижевске. Прямоугольные «четыреста двенадцатые» фары считались тогда дефицитом, поэтому их хватало не на всех. Почему и на детском «Москвиче» тоже оставили круглые фары, остается загадкой. Наверное, чтобы и дети с малых лет приучали себя к такому понятию, как дефицит, а может, просто не стали заморачиваться.
Фары, кстати, действующие. «Москвич» хоть и перемещался на мускульной тяге, но в нем предусматривалась и своя система электрооборудования с батарейкой и работавшими от нее передними фарами, задними фонарями, а также звуковым сигналом. Номерной знак висел только сзади: четыре цифры обозначали год выпуска, а с буквами завод придумывать ничего не стал и на всех номерах писал «АЗЛК». На решетке радиатора красовалась копия эмблемы с зубцами кремлевской стены и тоже аббревиатурой «АЗЛК». Кстати, в СССР производились только педальные «Москвичи», а вот «Жигулей» для детей не делали, если не считать выпускавшиеся во Львове машинки «Львовянка», стилизованные под ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105. Несмотря на такой маркетинговый просчет с детской целевой аудиторией, «Жигули» все равно считались престижнее «Москвичей».
Весил педальный «Москвич» 13 кг, а продавался за 25 рублей. Какими судьбами этот аукционный лот попал в Америку, неизвестно, ведь в страну не экспортировались даже настоящие «Москвичи», не говоря уже про детские. Наверное, привез какой-то увлеченный коллекционер, да и купить на торгах должен такой же.