Упругая модель
Почему обувь для автомобилей итальянцы делают как для себя
Италия не зря имеет форму сапога. Еще в Древнем Риме обувь была, как мы сказали бы сейчас, социальным идентификатором – например, по отпечатку подошвы можно было выследить легионера-дезертира: в каждом полку был принят свой рисунок гвоздей на подметке. А к середине XX века, после Второй мировой войны, на Апеннинском полуострове оформился настоящий культ обуви не просто хорошей, а элитной – и сегодня там ее шьют вручную, на заказ, небольшими партиями, и родилась целая когорта всемирно известных люксовых обувных марок. Итальянская обувь – это как шотландский виски или швейцарские часы, международно признанный бренд.
Но интересно другое: обувать автомобили в Италии стали еще раньше – компания Pirelli начала выпускать автомобильные шины в 1901 году. Может быть, поэтому сегодня у шинной продукции Pirelli обнаруживается неожиданно много общего с итальянской дорогой обувью? И там, и там – сложные технологии производства, продуманный дизайн, покупатели с высокими требованиями.
«В сегменте зимних продуктов шины компании имеют большое количество омологированных шин – разработанных под конкретную модель автомобиля» – это из пресс-релиза Pirelli, посвященного выпуску шипованной Pirelli Ice Zero 2, созданной для экстремальных зимних условий и ориентированной на автомобили сегментов «премиум» и «престиж». Для седанов, в том числе спортивных – Ice Zero 2, эта модель представлена в 28 типоразмерах с посадочным диаметром от 16'' до 20''. Для внедорожников и кроссоверов, которым нужна более высокая проходимость и, соответственно, максимально возможное сцепление шин с поверхностью, – Scorpion Ice Zero 2, ее Pirelli выпускает в 42 типоразмерах с посадочным диаметром от 17'' до 22''.
Получается, Pirelli, как и ее земляки-обувщики, в сущности, делает шины на заказ под каждого клиента, от Hyundai до Lamborghini.
500 стежков и 1500 часов
Шарль Монтескье шутил: «Свои великие мощеные дороги римляне строили потому, что у них была ужасно неудобная обувь». Обувь – в самом деле двигатель прогресса, в том числе технического. Но сегодня прогресс – не в высоких тиражах, не в массовости продукции, а в ее технологичности. У каждой итальянской мануфактуры, где шьют обувь малыми партиями вручную, есть свои секреты и запатентованные технологии пошива. В одном месте никогда не склеивают подошву – только сшивают каждый ее слой вручную, в пятьсот стежков. В другом используют кожу экзотических животных и рептилий, стразы, бисер, древесину, солому. Технологический цикл может включать около двухсот операций, на изготовление одной пары может уйти до полутора месяцев, только полировка может потребовать до десяти часов рабочего времени мастера. Но в результате – красота, удобство, качество.
Конечно, изготавливать шину вручную – удовольствие дорогое даже для такой компании, как Pirelli, да и просто ненужное. Но даже конвейерное производство не помеха качеству, наоборот! В шине функциональность и дизайн неразделимы, след протектора – не просто фирменный отпечаток, по которому можно опознать модель и производителя. Выверенный узор из ламелей и канавок – это и повышенное сцепление на скользкой дороге, и низкий уровень шума во время движения. Отдельный вопрос – как поведет себя во время движения каждый из 190 шипов Ice Zero 2? Для ответа на него инженерам Pirelli потребовалось более 1500 часов компьютерного моделирования, 3D-симуляций и динамических тестов. Не пятьсот ручных стежков в подошве, конечно, но близко к этому.
Зима напрокат
Что делают южные люди, которым надо создать обувь для снега, льда и мороза? Итальянские обувщики известного бренда, перед тем как выпустить одну из своих зимних коллекций для России, даже специально съездили в Омск, чтобы почувствовать – что же это такое, сибирский холод.
Итальянские шинники в аналогичной ситуации поступили еще основательнее – взяли кусок севера в аренду: кроме испытательного полигона в Пассо-дель-Тонале, что в 170 километрах от знаменитого небоскреба компании в Милане, у Pirelli на такой случай есть второй полигон, Sottozero Center, в шведском Флурхедене. Более 20 километров испытательных трасс, покрытых снегом и льдом, отлично подходят для тестов, в ходе которых каждая новая модель Pirelli – Ice Zero 2 не исключение – может накатать более 25 тысяч километров, где тесты новой шины могут проводиться по сто и более дней. При этом испытываются более 30 тысяч экземпляров. Ну и еще один лайфхак итальянских шинников – открыть производство зимних шин на месте их использования, в северной стране. Российские заводы Pirelli, выпускающие Ice Zero 2, специально оборудованы для изготовления именно зимних шин и располагаются в Кирове и Воронеже. Итальянским обувщикам – на заметку.
Мокасины от Pirelli
Итальянцы прекрасно шьют разную обувь – лоферы, монки, браги, но главная их специализация – мокасины. Мягкие, легкие, эластичные – идеальная обувь для водителя. Отличительная особенность мокасин – множество маленьких резиновых шипов на подошве, чтоб не скользила.
«Чтоб не скользила» – так задача, стоявшая перед миланскими инженерами, которые разрабатывали Ice Zero 2, выглядела в самом общем виде. А если подробнее, то от новой модели требовалось уверенное сцепление на льду – а значит, улучшенные показатели разгона и торможения, комфорт при вождении, пониженный уровень шума. И тут новые зимние Pirelli Ice Zero 2 оказались точно сродни шипастым итальянским мокасинам. Во-первых, количество шипов на новой модели шин по сравнению с прежней увеличено со 130 до максимально возможных 190 штук. Еще более «зубастыми», а значит цепкими, шины делать нельзя: в северных странах Европы, где шипы разрешены, их не должно быть более 50 на один метр окружности шины – чтобы не изнашивать поверхность дороги. Во-вторых, каждый из 190 шипов Pirelli Ice Zero 2, снабженных, к слову, карбидовольфрамовыми сердечниками, уменьшился в весе – с 1,1 до 0,9 грамма и в длину – с 11 до 10 миллиметров, а вся шина, следовательно, стала легче. В-третьих, новая схема расположения, рисунок ошиповки позволяет всем 190 шипам выкладываться «на полную» – при вращении колеса ни один из них не повторяет траекторию другого, а идет «своей колеей».
А в чем шинные инженеры точно превзошли обувщиков – так это в креплении шипа в протекторе, в конструкции лунок, в которых сидят шипы Pirelli Ice Zero 2. По обеим сторонам каждой из них устроены своеобразные «контейнеры», в которых скапливается снег – вместо того, чтобы превращаться в лед и покрывать коркой поверхности шипа, мешая ему эффективно впиваться в дорожное покрытие. Ну и вылетают шипы гораздо реже, конечно. А шумят при этом шипованные Pirelli Ice Zero 2 почти как нешипованные «липучки». Мягкие, легкие, эластичные – идеальная обувь для автомобиля.
Конечно, можно найти зимнюю резину и подешевле, но, как говорила Марлен Дитрих, «лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих». Кстати, Pirelli делает из резины не только шины – несколько лет назад компания в коллаборации с известным итальянским дизайнером выпустила резиновые мотоциклетные ботинки. Форма сапога – она, знаете ли, обязывает.