Хозяин звука
Умер Александр Кальянов
В Испании на 74 году жизни скончался звукорежиссер и певец Александр Кальянов. Долгие годы дружбы и сотрудничества связывали его с Аллой Пугачевой. Певица сообщила о его смерти в своем Instagram.
Александр Кальянов родом из Брянской области. Высшее образование по специальности «радиоинженер» он получил в Таганроге. В 1970-е Кальянов переехал в Москву и устроился в ансамбль «Шестеро молодых», через который среди прочих прошли Валерий Кипелов и Николай Расторгуев. Закрепившись в Москве в качестве специалиста по концертному звуку, он продолжал разработку новых приборов, которой занимался еще на заводе в Брянске. Качественная концертная техника в те годы была в большом дефиците, и Кальянов, как мог, помогал музыкантам. Аппаратура, им разработанная, ездила на гастроли со многими звездами эстрады. Позднее певец утверждал, что сконструировал прибор, который подстраховывал вокалистов в случае болезни или срыва голоса, то есть, выходит, придумал устройство для пения под фонограмму.
В 1970-е Кальянову довелось на протяжении месяца работать на гастролях с Владимиром Высоцким. Позднее певец рассказывал, что именно тогда многое понял о сцене. Другим артистом, который повлиял на Кальянова, был Аркадий Северный. Кальянов случайно оказался на его спонтанном выступлении в ресторане, и это не могло не отразиться на выборе жанра. Несмотря на то что Кальянов был категорически против классификации его песен как «блатных», корни их, несомненно, лежали в культуре «городской песни». И те из них, что стали по-настоящему народными хитами, на сто процентов укладываются в понятие «русский шансон».
Первые «неофициальные» альбомы Александра Кальянова появились в киосках звукозаписи в 1980-х, причем параллельно его песни без указания исполнителя могли быть на сборниках ресторанной или эмигрантской песни. Хит «Старое кафе», который стал визитной карточкой музыканта, вышел на одноименном альбоме в 1986 году. Там же была опубликована песня «Путана». Кальянов был ее первым исполнителем, а автор, Олег Газманов, сделал ее шлягером несколькими годами позже.
Кальянов не писал песен. Его огромный репертуар — результат знакомства и часто тесной дружбы со многими эстрадными артистами. В 1984 году он организовал студию на репетиционной базе Аллы Пугачевой в спорткомплексе «Олимпийский». Александр Кальянов сидел за звукорежиссерским пультом во время записи самых популярных пластинок 1980-х. Его имя часто встречалось на конвертах альбомов, которые выпускала фирма «Мелодия». Он «рулил» записью дисков самых разных жанров и артистов: от Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и Лаймы Вайкуле до «Морального кодекса» и «Наутилуса Помпилиуса».
Вполне логично, что в конце концов Кальянов оказался на съемочной площадке «Рождественских встреч» Пугачевой. Она настояла на том, чтобы звукорежиссер, который рассматривал свои певческие эксперименты как хобби, вышел на сцену. В 1988 году на самых первых «Рождественских встречах» в исполнении Кальянова прозвучало сразу несколько песен. Он выглядел чужим в компании молодых и молодящихся советских поп-звезд, но телевизионный эфир сделал свое дело. У Кальянова началась гастрольная жизнь, и каждые «Рождественские встречи» добавляли ему популярности. Он воспринимался публикой как певец «из обоймы Пугачевой». Его слушали все внимательнее, а к жанру, который он принес на сцену, относились все серьезнее.
Как и про многих представителей «шансона», про Кальянова придумывали самые разные небылицы. Когда в начале 1990-х вышла популярная песня «За кордон», снова заговорили об эмигрантской природе его песен. К тому времени на отечественной сцене уже обосновался Михаил Шуфутинский, и общественное мнение определило Кальянова на ту же «полку». Тембр голоса вполне этому способствовал. Однако в Америку и Израиль Кальянов ездил только на гастроли, как популярный российский артист.
Популярность к Кальянову-артисту пришла, что называется, волею судеб. Композитор Игорь Николаев предложил ему записать несколько своих песен, Алла Пугачева помогла со сценической карьерой. Но даже если бы этого не случилось, он все равно остался бы в истории как маститый звукорежиссер, экспериментатор и музыкальный подвижник.